Крестьянство

Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то местокрестьянства будет в самом ее основании. И это естественно, ибо, с одной стороны, крестьянство являлось основнойпроизводительной силой этого общества, а с другой -- самой бесправной егочастью. Почему же общество отказывало в уважении тем, кто его кормил?Отчасти это было результатом того, что труд в Средние века не являлсянепререкаемой ценностью. От Рима и варваров уважение к нему эта цивилизацияне унаследовала. А читая Библию, человек Средневековья не мог себе уяснить,что же такое труд -- благо или наказание за грехи. Однако главное даже не вэтом. Мир феодальной деревни совершенно особый мир, воспитывающий типчеловека, непохожего на представителей других сословий. Долгое времякрестьянское хозяйство было натуральным, и большинство крестьян всю жизньпроводило на одном месте, ни разу не выехав за пределы деревенских земель.Вселенная этих людей ограничивалась родной деревней, замком сеньора исельской церквушкой. О мире, лежавшем за пределами всего этого, они имелисамые смутные представления. Мысль о том, что общество развивается, была чужда крестьянам. Наоборот,постоянное общение с природой приводило их к уверенности, что все движетсяпо кругу. Весну сменяла осень, за пахотой следовала жатва, и так быловсегда. Это была великая консервативная сила, с крайним недовериемотносившаяся ко всему новому. Их идеал был в прошлом, в "старых добрыхвременах". Отсутствие образования и ограниченный словарный запас приводили к тому,что крестьяне были неспособны понять ни изысканную речь рыцарства, ни темболее латынь духовенства. Само собой отличались они от "благородных" ивнешним видом. "Вонючий мужик" так обычно именуют крестьян в рыцарскихроманах. Все это, взятое вместе, делало крестьянство абсолютно чуждым нетолько для высших сословий, но и для горожан. И "чуждость" эта вызывалаиногда жалость, чаще презрение, но уж никак не мысль о равенстве всех людей. Правда, надо отметить, что духовенство как хранитель всеобщей идеологииСредневековья -- христианства занимало гибкую позицию. Оправдываясуществующие порядки волей Господа, священнослужители одновременно порицалижестоких феодалов и называли крестьянский труд "угодным Богу". Что касаетсярыцарства, то его отношение к крестьянству непримиримо. "Мужик" в рыцарскойлитературе -- воплощение всего самого мерзкого и отвратного. Никакими качествами крестьянин не мог искупить "низость" происхождения.Так, среди легенд о короле Артуре есть и такая, где рыцарь, переодетыйкрестьянином, сопровождает знатную даму, оказывая ей услуги и спасая от опасностей. Та же вместоблагодарности осыпает мнимого мужика бранью. Крестьянину, таким образом, навязывалось представление о себе как осуществе низшем, предназначенном для службы господину. Вместе с тем идея равенства была в общем-то чужда и самим крестьянам.Они, конечно, боролись с феодалами, но, ненавидя феодала, все же смотрели нанего снизу вверх. Тем более что он был не только угнетателем, но изащитником, без которого в то жестокое время просуществовать было нельзя.Изречения типа "Когда Адам начал пахать, а Ева -- ткать, где тогда былазнать?!" звучали редко. Мир крестьян не мог породить идею равенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: