double arrow

Рыцарство

Возникновение рыцарства было вызвано не столько расколом общества наклассы, сколько военной необходимостью. Традиционная пехота варваров немогла эффективно противостоять конным воинам Востока, вторгавшимся в Европу.Война становится все более профессиональной, а вооружение -- все болеедорогостоящим. И в результате общество окончательно делится на "тех, ктоработает" и "тех, кто воюет". Идеология нового сословия, объединявшего всех светских феодалов вплотьдо короля, возникла не на пустом месте. За плечами у рыцарей были традициипредков -- вождей и дружинников варварской эпохи. И рыцарская системаценностей представляла причудливый сплав варварства и христианства. Центральное место в этой системе занимал такой рыцарский идеал, какдоблесть. (Не следует смешивать ее с обычной для каждого рыцаря храбростью.)

Под доблестью рыцарь понимал смелость, доходящую до безрассудства,постоянный поиск опасностей и презрения к смерти -- качества, которыеподчеркиваются у героев рыцарских поэм. Так, граф Роланд ("Песнь о Роланде")категорически отказывается просить о помощи, хотя враги многократнопревосходят его отряд. А герой "Песни о Нибелунгах" в ответ на просьбу неехать на пир к врагам, где его ожидает гибель, надменно отвечает: "Ответитьим отказом не позволяет честь". Идеалом рыцарства были не расчетливые политики, а такие люди, какРичард Львиное Сердце, который мог с горсткой воинов броситься на целоевойско. Сила традиции была так велика, что короли ради подвигов рисковалиинтересами государства.

А военачальники нередко жертвовали удобной позициейи проигрывали битву из боязни, что их обвинят в недостатке смелости. Вбитве при Азенкуре (1415) французские рыцари со словами "Зачем нам этилавочники?" отказались от помощи парижских горожан. Битва была проиграна, но"честь спасена". Неразрывно связана с доблестью и обязательность достойного поведения нарыцарском поединке. В одной из поэм, например, с восхищением рассказываетсяо том, как рыцарь перед боем с противником, у которого нет щита, предлагаетему свой. А тот, растроганный таким великодушием, клянется, что не принесетему вреда в битве. Итак, благородство, учтивость... Однако все в Средневековье построенона контрастах. Наряду с цивилизованностью в рыцаре оставалась изрядная долядикости от германского воина-зверя.

Она отразилась в звериной эмблематике нагербах и в почтительных прозвищах: Львиное Сердце, Лев, Дикий Вепрь. Автор"Песни о Нибелунгах" преспокойно описывает то, как рыцари на поле браниутоляют жажду кровью убитых врагов -- типично варварский обычай. Весьма важным аспектом ценностной системы рыцарства были вассальныеотношения. Их экономическая основа проста -- крупный феодал жаловал рыцарюземельное владение (феод), за что тот приносил ему присягу на верность. "Служить всегда сеньору рад вассал, /Зной за него терпеть и холода./Кровь за него ему отдать не жаль",- говорит Роланд, демонстрируябеззаветную преданность сеньору как норму этих отношений. Со своей стороны, сеньору надлежало заботиться о вассале как о членесобственной семьи. Принося присягу, рыцарь вкладывал свои руки в рукисеньора, показывая этим, что он отдается на его милость.

Сеньор обязан былпроявлять исключительную щедрость к вассалу, ничего для него не жалея. Яркийпример этого мы находим в "Песне о Роланде", где Карл Великий отирает кровьс лица своего верного рыцаря краем роскошной горностаевой мантии. В реальной жизни, конечно, бывало и так, что сеньоры и вассалыпредавали друг друга. Однако эталоном все-таки считалась верность. Щедрость и роскошь, переходящие в мотовство, предписывались не толькосеньорам, но и вообще всем рыцарям. Это было свидетельством доблести иширокой натуры. А коли так, то благородные рыцари старались перещеголятьдруг друга в причудах. Один велит засеять вспаханное поле кусочками серебра,другой приказывает готовить пищу на дорогих восковых свечах и т. д.

Чрезвычайно распространенной в литературе темой является рыцарскоеотношение к женщине. Культ Прекрасной Дамы являлся выражением порыва кчистой и высокой прекрасной жизни, тоска по которой становилась тем больше,чем кровавее и грубее были нравы эпохи. Трепетное и почтительное отношение кженщине покрыло неувядаемым очарованием идею рыцарства. Однако и здесь реальность не всегда соответствовала идеалу. В семейныхотношениях рыцари нередко были очень грубыми. Сломанные носы жен довольнообычное явление того времени. Да и вообще относиться к жене так жепочтительно, как к возлюбленной, считалось дурным тоном. Варварскому поклонению оружию (особенно мечу) христианская религияпридала новый смысл. В рукоять меча теперь вправлялись христианские святыни.

Таким образом, он приобретал как бы сверхъестественную силу и сам становилсясвященным предметом. Кроме того, воткнутый в землю меч представал в видекреста, перед которым рыцарь, преклонив колена, мог помолиться перед боем."Се крест Господен, которого бегут враги". Этот момент был особенно важен ввойнах с врагами "веры Христовой". И вообще рыцарское оружие в Средневековье-- символ свободы и благородства. Другие сословия носить его права не имели. Из прочих моментов рыцарского "кодекса чести" необходимо отметитьобязательность мести за оскорбление родича и друга (наследие родовогостроя), а также нерушимость военного побратимства, которое считалосьнеподвластным даже смерти.

К примеру, участники взятия Иерусалима в 1199 г.(Первый Крестовый поход) утверждали, что на штурм шли не только живые, но ите, кто погиб в пути. Нелишним будет заметить, что правила чести действовали только внутрирыцарского сословия и на иные не распространялись. Может быть, это одна изпричин того, что доблесть и благородство причудливо переплетались в"хозяевах Средневековья" с чванством, кровожадностью и иными пороками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: