Противоречивые устремления нового века

В рамках западного обществознания развивались многие направления,выдвигались различные теории. Одним из таких направлений стал технократизм. Его сторонники исходят изубеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника,производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и рукамитехническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества,имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу, совершенствованиюсвоих параметров. В таких условиях особая роль в обществе принадлежит людям,владеющим научно-техническими знаниями,-- технократам. Придя к власти, этилюди организуют компетентное управление общественными процессами. Проявления данного подхода можно найти в трудах американскогоэкономиста Дж. Гэлбрейта (род. в 1908 г.). Основная задача общества, помысли ученого,-- развитие производства, а реальная власть распределяетсямежду специалистами производства и управления (менеджерами). Гэлбрейтполагал, что такие же процессы идут и при капитализме, и при социализме и наэтой основе в перспективе возможна конвергенция (сближение) двух систем споследующим синтезом в "смешанном обществе". Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократическихидей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то,что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитииобусловило варварское отношение к природе, к человеку и поставило передсовременным человечеством проблему выживания. Указывается также, чтосторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторонв жизни общества, как духов- ная культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферубиологических, природных факторов. Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм (отлат. existentia -- существование). Для уяснения позиции этих философовобратимся к высказываниям французского писателя Сартра. В одной из работ онрассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительноформирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чемприняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений осущности этого предмета, т. е. о том, что такое нож вообще и соответственнокакой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествуетсуществованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но статьчеловеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно,нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кромеданного индивида, не может осуществить его становление человеком. Этомногократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобысостояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми. "Когдамы говорим, что человек сам себя выбирает, то тем самым мы также хотимсказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей... Если я, например,рабочий и решаю вступить в христианский союз, а не в коммунистическуюпартию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе --наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не наземле,-- то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех и,следовательно, мой поступок затрагивает все человечество". Итак, по мнению экзистенциалистов, человек внутренне свободен, еготрудный удел -- быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своейсущности. Основные понятия Разделение властей. Труд как источник богатства. Социалистическийидеал. Производительные силы общества. Производственные отношения. Законобщественного развития. Термины Утопия. Социология. Технократизм. Конвергенция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: