Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности

Потребности человека можно разделить на три группы:

  1. Биологические потребности: переживание нужды в питании, воде, движении, нормальном теплообмене, самосохранении, сохранении рода и т.д.
  2. Социальные потребности: в самореализации, самоутверждении, общественном признании достоинств личности ит.д.
  3. Идеальные потребности: познание мира, общества и себя.

Биологические, социальные и идеальные потребности тесно взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными (например, в жаркий день никто не будет утолять потребность в воде из лужи на дороге). У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое от социального, идеального (потребность в общении).

Приведенная классификация не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А.Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т.д.

экзистенциальные (от лат. существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне и тд.

социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей – первичные (врожденные), а следующие три – вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом, например, может быть семья.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы (от лат. иметь значение, важно). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (порядков, норм взаимоотношений и т.д.), от которых зависит распределение благ. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы всего общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

С интересами людей тесно связаны из идеалы. Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Бессознательное - это обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не отдает себе отчета. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей (К.Юнг).

На деятельность человека могут оказать влияние влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения имеют разрушительные последствия, другие созидательные.

4. Виды деятельности:

Существуют классификации видов деятельности по разным признакам

1) По направленности деятельность человека можно подразделить на духовную и практическую. Духовная деятельность направлена либо на преобразование самого себя, приобретение новых знаний, ценностей, опыта, осмысление своего поведения, либо на изменение сознания других людей. К духовной деятельности относится:

познавательная деятельность (отражение действительности в художественной, научной и форме религиозных учений),

ценностно-ориентировочная (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения),

прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Практическая деятельность направлена на природу и материальные объекты; ее цель – изменить материальные условия существования человека в обществе. Практическая деятельность включает:

материально-производственную (преобразование природы)

─ с оциально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

В действительности чаще всего в деятельности человека можно выделить и духовную и практическую стороны, они существуют в единстве, но в определенные моменты одна из сторон может доминировать.

2) В многообразии видов деятельности можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. При таком подходе в качестве главного критерия к выделению видов деятельности рассматриваются результаты деятельности.

3) По содержанию: трудовая, игровая, учебная и прочая деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: