Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Теория иерархии потребностей А. Маслоу




Теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу, ба­зируется на следующих положениях:

  1. Люди постоянно ощущают какие-то потребности, которые могут быть объединены в отдельные группы.
  2. Группы потребностей находятся в иерархическом расположе­нии по отношению друг к другу.
  3. Потребности, если они не удовлетворены, побуждают челове­ка к действиям.
  4. Потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения.
  5. Потребности более высокого уровня (например, стремление че­ловека к самовыражению) активно действуют на человека после удовлетворения потребностей более низкого уровня.
  6. Человек будет стремиться к удовлетворению той потребно­сти, которая в данный момент времени будет для него наибо­лее важной.

В своей теории Маслоу выделил пять групп потребностей:

1) Физиологические потребности (потребности в пище, убежи­ще и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлет­ворять, чтобы жить). Физиологические потребности являются, как правило, врожденными.

2) Потребности безопасности (желание людей находиться в стабильном состоянии, быть защищенными от физических и психологических опасностей, болезней, голода и т.п.). Эта группа потребностей включает также уверенность человека в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем с уходом на пенсию.

3) Потребности принадлежности и причастности (стремление человека к участию в совместных действиях, к дружбе и т.п.). Однако эти потребности у него начнут проявляться после того, как будут удовлетворены потребности физиологические и без­опасности.

4) Потребности признания и самоутверждения (желание лю­дей быть сильными, уверенными в себе, а также желание быть признанными окружающими).

5) Потребности самовыражения (стремление человека к наи­более полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков).

Схематически теория Маслоу может быть изображена в виде пирамиды (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Пирамида потребностей в теории А. Маслоу

Три последние группы потребностей в теории Маслоу явля­ются по своей природе психологическими. Они обычно осозна­ются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобре­тенный опыт, то и вторичные потребности у разных людей бу­дут существенно различаться. Например, с развитием человека как личности потребность в самовыражении у некоторых лю­дей никогда не может быть удовлетворена полностью.

В данной теории есть и уязвимые моменты. Во-первых, практика показывает, что иерархия потребностей, изображен­ная на рисунке, не столь четкая, как это предполагает теория Маслоу. Во-вторых, потребности проявляются у людей по-раз­ному в зависимости от многих ситуационных факторов.

Несмотря на недостатки, теория Маслоу оказала большое влияние на развитие практики управления. Например, зная о действии тех или иных потребностей на мотивацию работника, менеджер может воздействовать на него, предоставляя ему средства удовлетворения потребностей (табл. 6.1).

Таблица 6.1





Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 2062; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8617 - | 7417 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.171.18 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.