Психологи называют учение одним из основных видов деятельности наряду с игрой и трудом. Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а значит, изменяет самого себя.
Приобретение знаний может происходить как стихийно, так и систематически, в ходе специально организованного процесса обучения. Цель обучения реализуется через процесс приобщения отдельного человека к опыту человечества.
Обучение как специальная или профессиональная деятельность предполагает наличие двух взаимосвязанных сторон: того, кто учит, - учителя и того, кто учится, - ученика. Более всего в процессе обучения меняется ученик, но и на учителя этот процесс оказывает влияние: совершенствуется педагогическое мастерство, обогащается опыт общения, сотрудничества.
Знания, которые преподносятся ученику, составляют содержание образования. Оно включает сведения (информацию) о природе, технике, обществе, человеке, способах деятельности. Кроме того, в содержании образования включаются опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности и определенное ценностное отношение к миру и к деятельности. Овладение этими знаниями помогает человеку добиваться успеха в разнообразных видах практической и познавательной деятельности.
У учения как деятельности есть и свои особенные средства. Это учебные книги, обучающие программы, средства наглядности и другие.
Результат учения проявляется как в приумножении знаний и умений ученика, так и в развитии его личностных качеств, однако достичь ожидаемых результатов этой деятельности невозможно без усилий со стороны обучающегося.
Особенность учения состоит в том, что его подлинные результаты проявляются не сразу и не всегда их можно оценить отметкой в журнале.
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.