Телевидение и культура

Когда-то появление газеты вызвало у Гете серьезное беспокойство засудьбы цивилизации. Ему казалось, что газетный листок не способен статьместом серьезных рассуждений, что он лишь примитивизирует понятия и идеи сцелью быть понятным возможно большему количеству людей. С его точки зрения,пресса несла с собой угрозу гибели культуры. Но история опровергла опасениявеликого поэта. Сегодня без прессы невозможно представить себе не толькоинформацию общества о происходящих событиях, но и прогресс культуры. Многиеважные для развития культуры идеи не только популяризируются, но и впервыеполучают доступ к массам именно со страниц периодических изданий. Но если ужвести речь о лидирующем средстве массовой информации, то вряд ли можнооспорить роль телевидения. Ни одно средство информации, не говоря уже об искусстве, не зналотакого стремительного и бурного развития, какое получило телевидение. Телевидение было изобретено как техническое средство, позволяющеевидеть на расстоянии, видеть за пределами естественных возможностейчеловеческого глаза. Способность телекамеры показывать событие в момент егосвершения ни для кого не представляет секрета. Более того, именно этикачества телевизионной информации -- ее визуальность, достоверность ипредельная оперативность -- вызвали широкое применение телевидения впромышленности, на транспорте, в военном деле, в освоении космоса. Неменьшее значение имеет телевидение и в развитии культуры. 12. Боголюбов, 11 кл., ч. 2. Ряд исследователей предлагают различные подходы к типологии историческиразвивающихся систем культуры. В том числе существует типология, основаннаяна различных средствах общения (устная, письменная, аудиовизуальная).Интересен сделанный ими вывод о том, что на протяжении человеческой историисоотношение органов чувств меняется в пользу слуха и такти л ьности. И еще одно интересное наблюдение. Оно связано с тем, что под влияниемсредств информации меняется сам тип нашего мышления. Пользуясь "электроннойинформацией", мы вынуждены думать не "линейно-последовательно" (как привыклипри чтении книги), а "мозаично", через интервалы, посредством такназываемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в наспри чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений --книги читаются "по диагонали" с тем, чтобы выловить интересующую информацию. Визуальный характер телевизионного изложения воздействует прежде всегона эмоции человека, а не на его сознание. Экран оперирует чаще всегообразами, а не понятиями. А если учесть, что в большинстве случаевтелевизионные программы не поднимаются до уровня образного освоениядействительности и зритель чаще всего встречается с примитивной визуальнойинформацией, то опасения исследователей телевидения, связанные с егонегативным воздействием, понять нетрудно. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к такимпроизведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, нои во времени. С помощью телекамеры мы попадаем и в музейный зал, и на лекциювидного ученого, и на концерт виртуоза-исполнителя, и в театральный зал, идаже на сцену и за кулисы. Не говоря уже о возможности собственными глазамивидеть и любоваться красотами далеких архитектурных сооружений, пейзажамидальних и ближних стран. Можно продолжить длинный и все расширяющийся перечень возможностейзнакомства с миром культуры при помощи телевидения. Но было бы несправедливоне видеть существенных изъянов, также связанных с телевизионным освоением культуры. Несколько лет тому назад ректор Бостонского университета в горестномотчаянии заявил: "Если увлечение наших соотечественников телевидением будетпродолжаться, то, учитывая идиотский характер программ, можно утверждать,что мы воспитаем поколение слабоумных". Телевидение далеко ушло от своего прототипа -- кинофильма и приобрелоспецифические характеристики: в отличие от фильма телепередачи не имеютцелостности и законченности, рассказчик (коммуникатор) легко узнаваем, имеетпостоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора.Наибольшее различие по ряду признаков отмечается между прессой как каналомписьменной коммуникации и радио, а также телевидением как каналами устнойкоммуникации. В частности, непосредственное представление информации втелепередаче исключает двусмысленность. Динамика передачи информации, эффектсоучастия, степень полноты обратной связи также различны. Все большеосваивает современное телевидение такие возможности, как присутствиеаудитории в студии, откуда идут передачи, телеинтервью, различные "ток-шоу",в том числе и по вопросам культуры. Трудно спорить с тем, что телевидение -- отличное средствопопуляризации старых искусств, что-то вроде иллюстрированного журнала.Многое говорит в пользу этого мнения, и прежде всего практика современноготелевидения. Ведь в его программах мы найдем и театральный спектакль, икинофильм, и эстрадное представление, и многие другие виды искусства. Иподобно тому как журнал или газета от того, что они печатают на своихстраницах стихи, рассказы или рисунки, не становятся новым видом литературыили живописи, так и телевидение рядом исследователей рассматривается какновое средство выражения лишь потому, что оно показывает различныепроизведения искусств. Но есть существенная разница в характере публикации на страницах печатии экранах телевизоров. Печатая, например, роман или статью, типографиявыполняет чисто техническую функцию. Этого нельзя сказать о студиителевидения, ибо она не только "репродуцирует", но и создает. Телевидение нетолько публикует спектакли и передачи. Оно и создает их. Тем самымтелевидение не только способ доставки программ, но и средство выражения,обладающее собственной спецификой. Рассмотрим эту специфику на некоторыхпримерах. Как здорово было бы с помощью телекамеры попасть на премьеру"самого-самого" (лучшего, популярного, модного, любимого -- продолжите этотперечень сами) театрального коллектива. Но, оказывается, театральныйспектакль несет на телеэкране весьма значительные потери. Самое яркое иинтересное театральное представление блекнет при передаче по телевидению.Пропадает эмоциональная выразительность, а порой просто исчезает иллюзияжизни, и мы видим перед собой не обра- 12* зы героев, а плохо лицедействующих актеров. Действие, развернутое вдольрампы в глубину сцены, на экране выглядит плоским. Игра актеров,рассчитанная на зрительный зал, кажется утрированной на крупном плане, когдаактер оказывается перед телевизионным зрителем почти рядом. Декорации,соотнесенные с условностью театра, под объективом телекамеры обнаруживаютсвою бутафорскую фальшь. Наконец, отсутствие достаточного количества света ииная, чем этого требует телекамера, расстановка его в театре просто уродуетактеров, создавая впечатление, часто обратное тому, к которому стремилсятеатр. Не лучше обстоит дело с переносом на телеэкран произведений литературы,музыки, живописи. Непосредственный шум настраивающихся инструментов передсимфоническим концертом, собственный темп рассматривания или прочтенияхудожественного произведения -- все это невозможно при посредстветелекамеры, не говоря уже о том, что в случае телезнакомства с книгой мывынуждены принимать тот образ героя, который сложился у режиссера. Нателевидении остро встает проблема соответствия между индивидуальностьюактера и характером персонажа. В театре, где зритель удален от исполнителя,не столь уж важен возраст исполнительницы партии Татьяны Лариной в опереЧайковского, куда важнее ее вокальные данные. А вот на телеэкраненесоответствие между внешностью актрисы и ее персонажа может разрушить образспектакля. Ближе всего по своей специфике к телевидению кино. Но и с кинофильмомпри демонстрации его на телеэкране происходят заметные изменения. Монтаж и композиция кадра, различные способы сочетания музыки иизображения, приемы работы оператора строятся с учетом размеров экрана.Размер экрана -- величина, отнюдь не безразличная для кинопроизведения:длина планов, монтажный строй, ритм и темп повествования находятся в прямойзависимости от его величины. Чем меньше экран, тем меньшее количествоинформации успевает получить зритель в одну и ту же единицу времени. А этозначит, что, для того чтобы он понял содержание кадра, проникся егоэмоциональным настроением, в каждом случае нужно разное время. Но зритель непросто наблюдатель, он еще и сотворец художественного произведения, и емунедостаточно только понять, что говорит и показывает художник. Ему еще надовремя для того, чтобы домыслить эту картину... Звук почти не несет потерь на телеэкране. Поэтому фильмы, в которыхслово, диалог занимают решающее место и ге- рои раскрываются не столько в событиях и поступках, сколько в спорах,размышлениях, меньше теряют на телеэкране. Иное дело -- фильмы, в которых пластическая сторона имеет решающеезначение. Вся тонкая палитра светотени, все нюансы игры освещения,многозначность кадра, объемности предмета, настроения и атмосферы пропадаютна маленьком экране. И дело тут не только в размере экрана, но и в такназываемой разрешающей способности телевизионной трубки. Известный кинорежиссер Г. Козинцев писал: "Когда на телеэкранепоказывают мои фильмы, я их не узнаю: то, на что потрачено множество усилий,попросту теряется. Я не говорю уже о широкоэкранном или широкоформатномизображении, ибо телевидение искажает зрительный образ фильма даже в егообычном варианте. Не думаю, что телеэкран мог донести до зрителя, например, поэтическоеискусство Довженко или великолепную пластику Эйзенштейна". Итак, приходится согласиться с классиком кинорежиссуры, что телевидение-- это не иллюстрированный журнал, в котором качество "картинки" -- главноедостоинство. Телевидение, как вид СМИ, предназначен только для демонстрациисамого телевидения. Если же нужно познакомить зрителя с произведениямидругого искусства, то его необходимо предварительно транслировать втелевизионное, придать ему определенную телевизионную форму. Одним из первых, кто признал телевидение не только средствоминформации, но и самобытным средством выражения, был С. Эйзенштейн, который,говоря о "киномаге телевидения", писал, что он "быстрый, как бросок глазаили вспышка мысли, будет, жонглируя размерами объективов и точкамикинокамер, прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей изрителей свою художественную интерпретацию события в неповторимый моментсамого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним". Именно потому, что телевидение сегодня -- одно из самых массовыхсредств информации, его роль трудно переоценить. Нет нужды подробноразмышлять над последствиями того, что с телевизионного экрана далеко невсегда приходят лучшие образцы культуры. Именно телевидение тиражируетпримеры массовой культуры. Многие исследования телевидения, деятели культурыи социологи указывают на опасность стандартизации личности, которую несеттелеэкран, предлагая далеко не лучшие образцы для подражания, делая ставку впервую очередь на "массовое" искусство. Между окном в стене и телеэкраном есть то существенное различие, чтоокно, даже если оно выходит во двор, манит выйти и принять участие вразвернувшихся событиях, а телевизионное окно в мир чаще приковывает ккреслу. Нередко можно услышать мнение, что телевидение не столько развиваетинтерес к культуре, искусству, к жизни вообще, сколько превращает зрителя впассивное приложение к самому себе, обрекая его на бездеятельность. В самомделе, гораздо легче получить готовую "картинку" с телеэкрана, чем трудитьсянад чтением, постижением трудных для понимания произведений элитарнойкультуры. И в то же время зафиксировано, что, например, после демонстрациина телеэкране экранизаций литературного шедевра растет популярность автора,книги расходятся большими тиражами. Как и любое явление культурной жизни, телевидение весьма противоречиво.Оно может стать и мощным средством развития, и не менее мощным средствомоболванивания и так называемого "промывания мозгов". Главным источником укоренившейся у зрителя привычки смотретьтелепрограммы подряд, к сожалению, является существующий порядок составленияпрограмм. Зрителю предлагают конвейер передач, в потоке которых невозможнозаранее разобраться и выбрать наиболее интересное. И уж совсем нелеповыглядят те телезрители, для которых телевизор лишь дополнительный источникшума. При этом тот, кто таким образом использует выдающееся достижениесовременной техники, подобен дикарю, не осознающему богатства возможностейэтого небольшого прибора с огромными информационными и изобразительнымивозможностями. Массовая аудитория телевидения, как и читатели прессы, делится наразные группы. Поэтому, если уж учитывать степень подготовленности зрителя квосприятию искусства, то телепрограммы должны состоять из передач,учитывающих это обстоятельство, а также самые различные вкусы зрителей. В задачу телевидения входит не только удовлетворение культурныхзапросов, но и их развитие, воспитание у человека потребности вдействительно настоящем искусстве. Термины Массовая коммуникация. Средства массовой информации. Средства массовоговоздействия. Технические средства коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: