Развитие обществознания в Средние века

Средневековье — не лучшее время для развития науки вообще и социальных наук в особенности. Весь мир рассматривался тогда как творение Бога и сфера проявления его воли.

Общество не было исключением, напротив, ему повезло удосто­иться особого внимания и контроля со стороны Творца.

Мировоззрение средневековых европейцев определяла христи­анская религия. Следовательно, знание об обществе носило религи­озный характер. Это был христианский взгляд на человека и историю.

Задачи перед средневековыми религиозными мыслителями сто­яли как теоретические, так и практические. Теоретически важно было создать христианскую концепцию социальных процессов, прак­тически — обосновать верховенство духовной власти над светской.

Обществознание Средних веков характеризовалось теоцентризмом и провиденциализмом.

Теоцентризм предполагал переплетение потустороннего и посю­стороннего, небесного и земного при безусловном приоритете небес­ного, божественного. Провиденциализм означал особое восприятие земной жизни, истории человечества, когда все происходящее в ней рассматривалось как предвиденное и предустановленное Богом.

Одно из первых развернутых христианских учений об обществе и человеке принадлежит Аврелию Августину (354—430).

Человека Августин рассматривал как существо, сотворенное Бо­гом по своему образу и подобию, но отпавшее от Бога в силу греха. Грех вверг человека в рабство и зло. Человек может спастись (обре­сти блаженное бессмертие) не благими делами, а благодатью Божьей.

Исторический процесс в концепции Августина предстает как история человека, возвращающегося к Богу. Путь его лежит через бедствия. Это и есть история, по сути, расплата человека за грех Адама.

История воспринимается линейно и ограниченно, как имеющая начало и конец. Началом истории Августин считает сотворение человека. Концом — Страшный суд, когда праведники будут отделены т грешников, первые станут блаженствовать в раю, а вторые — страдать в аду. Саму историю, лежащую между началом и концом, Августин разделил на шесть эпох. Пять первых периодов связываются

Ветхим Заветом, а шестой, последний, который и должен закончиться Страшным судом, начинается с пришествия Христа.

В социальной реальности Августин разделял Град Земной и Град Божий. Град Земной — это мир, созданный любовью людей к себе, - е. мир, построенный на эгоизме, наш обычный мир. Град Божий,

существующий с Градом Земным, основан на любви к Богу. Этот Рад составляют люди, которых Бог установил спасти. Праведник, предназначен-ный к спасению, совсем не обязательно должен быть богат и процветать в этом мире, напротив, он может быть странни­ком, пилигримом, но именно ему уготована жизнь вечная.

Из приоритета Града Божьего, выраженного в церкви, перед Гра­дом Земным, представленным мирскими правителями, вытекает вер­ховенство власти церковной по отношению к светской.

Взгляды Августина оказали большое влияние на развитие ре­лигиозной философии.

Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) по праву считается сис­тематизатором средневековой религиозной философии. В егб раз­ностороннем учении проблемы человека и общества также не обой­дены вниманием.

Фома выступал сторонником незыблемости социальной иерар­хии. Наилучшей формой социального устройства он считал монар­хию, но не тиранию. Власть добродетельного монарха в государ­стве должна быть отражением власти Бога в мире. Государь должен заботиться о благе подданных, но высшее их благо — достижеш^ небесного блаженства. А это уже — задача церкви. Вот почему власть церковную Фома ставил выше светской.

Фома Аквинский разработал своеобразное правовое учение. И^ было выделено четыре типа законов: вечный закон (план Бога, Про­видение), естественный закон и человеческий закон. Выше их всех он ставил Божественный закон. При этом естественный закон раЫ сматривался как вытекающий из рациональной (разумной) природы человека. Он занимал промежуточное положение между волей Бога, выраженной в вечном законе, и человеческими законами (обычньн ми правовыми системами). Суть естественного закона — «делай добн ро и избегай зла». В частности, этот закон предписывал жить в со-] обществе, в мире и сотрудничестве с другими людьми, ибо это бла-1 го для человека.

Человеческий закон не мог противоречить Божественному. Ее ли он нарушал Божественный закон, то такому человеческому зако­ну можно было не подчиняться.

Итак, в Средневековье складывается система религиозных взгля­дов на человека, общество и историю. Социальная реальность рас сматривается как сотворенная и управляемая Богом, исто-] рия — сфера действия Божественного Провидения. Практически^ вопросы решались с точки зрения приоритета церкви и духовной власти перед светской властью, а закона религиозного, Божественн ного - - перед светским законом.

Контрольные вопросы:

1. Какова основная черта средневекового обществознания?

2. В чем суть взглядов Аврелия Августина на общество и историю?

3. Каковы основные положения социального учения Фомы Аквин-ского?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: