Специфика обществознания и основные этапы его развития
Знаменитый английский философ XVI-XVII вв. Ф. Бэкон утверждал: «Знание — сила». Действительно, знание - важнейшее оружие человека, позволяющее ему выжить в суровых условиях планеты Земля, адаптироваться (приспособиться) к ним. И оружие это тем более эффективно, чем более точно знания отражают окружающую действительность, ведь действия человека, основанные на достоверном знании, имеют гораздо больше шансов на успех, чем поведение, опирающееся на смутные представления или на простую веру в удачу.
Из всех видов знания, доступных человеку, наиболее точным, а следовательно, и наиболее ценным для успеха его деятельности является наука.
В чем же специфика науки, что отличает научное знание от других видов знания, например, тех, которые дают нам искусство, религия, простой житейский опыт и т. д.?
Во-первых, наука — знание объективное. Она стремится отразить окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в исследование. Человек науки должен быть так же «равнодушен и невозмутим» по отношению к окружающему миру, как этот мир «равнодушен и невозмутим» по отношению к нам, людям.
Во-вторых, наука — знание рациональное. Это значит, что любое научное положение должно быть обосновано. Всякое утверждение науки требует доказательства и проверки. Этой цели служит целый набор научных методов, к которым относятся: наблюдение, эксперимент, логические процедуры и т. д. В-третьих, научное знание системно. Наука — не набор отрывочных утверждений, а стройная система положений, принципов, утверждений, которые тесно связаны между собой и не должны противоречить друг другу.
Мир, окружающий человека, бесконечно многообразен. Отразить его путем простого описания невозможно. Но при всем многообразии явления окружающей действительности представляют собой не хаос, а реальность, подчиняющуюся определенным принципам, регулярностям. Этим регулярностям, которые можно назвать законами, подчиняются целые классы явлений. Закон — это связь между предметами и явлениями, характеризующаяся устойчивостью, повторяемостью, необходимостью.
Так, например, существует закон механики, согласно которому ускорение, обретаемое телом, к которому приложена определенная сила, зависит от величины этой силы, а также от массы тела (F = та). Этот закон соблюдается для всех явлений определенного класса. Задача науки — выявить подобные законы реальности. Ибо, зная закон, мы можем предвидеть «поведение» тела (или совокупности тел) в соответствующей ситуации и использовать это знание в наших целях. Закон реальности отражается в законе науки. Система законов науки, объединенных в научные теории, с определенной (всегда неполной) степенью точности отражает природу объективной реальности. А знание реальности позволяет человеку компетентно строить наиболее удачные модели действий для достижения своих целей.
Реальность, в которой действует человек, состоит из различных областей, «царств». Так, все мы действуем в мире живой и неживой природы. Земля, на которой мы живем, Вселенная, в масштабе которой наша планета — всего лишь ничтожная песчинка, воздух, которым мы дышим, растительный и животный мир, наконец, наши собственные тела, организмы — все это составляет часть принудительно данной нам среды обитания, в которой род человеческий обречен существовать.
Люди пристально изучали эту реальность, постепенно продвигаясь вперед, получая все более и более точную информацию о ней и одновременно убеждаясь в ее неисчерпаемости, с каждым найденным ответом приходя к неизмеримо большему количеству новых вопросов. И все же можно признать, что сегодня человечество обладает гораздо более точной информацией о неживой и живой природе, чем тысячу, сто или даже десять лет назад.
Первоначально недифференцированное, основанное на мифологических и религиозных представлениях знание превратилось в разветвленную систему строгих наук (астрономия, физика, химия, биология и т. д.), позволяющую человечеству летать в космос, погружаться в недра морские или лечить болезни, обрекавшие на неминуемую смерть наших не столь уж далеких предков. В свете современных экологических и техногенных проблем можно по-разному оценивать роль естественных наук в человеческой истории, но приходится признать, что от представлений о Зевсе как «источнике» молний до теории атмосферного электричества или от заклинаний шамана до пенициллина — «дистанции огромного размера». Люди вправе гордиться достижениями естествознания, ставшего синонимом научности.
Но реальность, в которой мы существуем, включает в себя еще одну важнейшую область, изучение которой весьма существенно для обеспечения выживания вида Homo sapiens. Эта область, созданная самим фактом существования человека и взаимодействием людей между собой, — социум. Изучение человека и общества исторически началось не позже, чем изучение природы, но успехи, достигнутые социальным знанием, вряд ли можно считать сопоставимыми с теми, которых достигли естественные, науки.
Действительно, социальные науки и по сей день не отличаются свойственными естествознанию строгостью и практической эффективностью. Дело явно заключается не в количестве проведенных исследований, не в недостатке интереса к общественным проблемам. Так почему же обществознание отстало от естествознания, в чем может заключаться причина неудач социальных наук?
Многие ученые, исследовавшие эту проблему, считали, что причина заключается в специфике предмета обществознания, т. е. в особенностях самих социальных процессов. Что отличает человеческий мир от мира природного, чем характеризуется любой фрагмент «человеческой» реальности?
Таким образом, люди, просто ради того, чтобы выжить, обречены удовлетворять определенные потребности в определенных обстоятельствах, что сообщает социальной реальности свойство объективности и делает поведение людей, а следовательно, и социальные процессы в целом объяснимыми и предсказуемыми.
В кажущемся хаосе человеческих поступков, отдельных событий, из которых соткана социальная реальность, представляется возможным вычленить инварианты, повторяющиеся модели, зависимости, неизменные принципы. Именно они и составляют социальные законы, соотносимые по своему статусу и функциям со статусом и функциями законов в естественных науках.
Нельзя отрицать, что в социальных процессах люди не только наблюдатели, но и участники, способные своим вмешательством менять ход событий. Но, во-первых, и в физике есть целый ряд ситуаций, где при анализе процессов приходится учитывать роль наблюдателя. Во-вторых, количество случаев, когда вмешательство исследователя может кардинально изменить течение социальных процессов, не столь уж велико. Учитывая, что общество — среда объективная, т. е. обладающая собственными, независимыми от человеческогопроизвола принципами организации, приходится признать, что эти принципы (законы) ненарушимы и неизменны, каким бы ни было состояние человеческого знания о них. Возможности использования в социальных науках такого важнейшего для естествознания метода, как эксперимент, действительно ограниченны. Но, тем не менее, в целом ряде частных социальных наук (экономика, психология, социология и т. д.) эксперименты проводятся, и они выполняют функции, аналогичные функциям экспериментов в естественных науках.
Приходится признать и то, что исследователям социальных процессов гораздо труднее избежать всякого рода предвзятости, чем бы, она ни объяснялась — классовыми интересами или культурной принадлежностью. И все-таки при соблюдении специальных процедур,; в условиях свободной дискуссии, где критика позволяет выявить и устранить предвзятость, объективность знания достижима.
Итак, несмотря на специфику предмета и методов обществознания, можно признать, что научное изучение общественных процессов вполне возможно. Это доказано и успешным развитием отдельных социальных наук, таких как экономика, социология, психология и т. д., вполне соответствующих критериям научности (объективность, рациональность, системность, проверяемость утверждений). В рамках данных наук путем применения как общенаучных, так и специфических методов устанавливаются факты, открываются законы, на основании этих законов делаются предсказания, формулируются практические рекомендации.