Науки о природе и науки об обществе. Их сходство и различие

Специфика обществознания и основные этапы его развития

Знаменитый английский философ XVI-XVII вв. Ф. Бэкон ут­верждал: «Знание — сила». Действительно, знание - важнейшее оружие человека, позволяющее ему выжить в суровых условиях пла­неты Земля, адаптироваться (приспособиться) к ним. И оружие это тем более эффективно, чем более точно знания отражают окру­жающую действительность, ведь действия человека, основанные на достоверном знании, имеют гораздо больше шансов на успех, чем поведение, опирающееся на смутные представления или на простую веру в удачу.

Из всех видов знания, доступных человеку, наиболее точным, а следовательно, и наиболее ценным для успеха его деятельности яв­ляется наука.

В чем же специфика науки, что отличает научное знание от дру­гих видов знания, например, тех, которые дают нам искусство, ре­лигия, простой житейский опыт и т. д.?

Во-первых, наука — знание объективное. Она стремится отра­зить окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, а не та­ким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпати­ям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в ис­следование. Человек науки должен быть так же «равнодушен и невозмутим» по отношению к окружающему миру, как этот мир «рав­нодушен и невозмутим» по отношению к нам, людям.

Во-вторых, наука — знание рациональное. Это значит, что лю­бое научное положение должно быть обосновано. Всякое утвержде­ние науки требует доказательства и проверки. Этой цели служит це­лый набор научных методов, к которым относятся: наблюдение, эк­сперимент, логические процедуры и т. д. В-третьих, научное знание системно. Наука — не набор отры­вочных утверждений, а стройная система положений, принципов, утверждений, которые тесно связаны между собой и не должны про­тиворечить друг другу.

Мир, окружающий человека, бесконечно многообразен. Отразить его путем простого описания невозможно. Но при всем многообра­зии явления окружающей действительности представляют собой не хаос, а реальность, подчиняющуюся определенным принципам, регулярностям. Этим регулярностям, которые можно назвать закона­ми, подчиняются целые классы явлений. Закон — это связь между предметами и явлениями, характеризующаяся устойчивостью, повто­ряемостью, необходимостью.

Так, например, существует закон ме­ханики, согласно которому ускорение, обретаемое телом, к которо­му приложена определенная сила, зависит от величины этой силы, а также от массы тела (F = та). Этот закон соблюдается для всех яв­лений определенного класса. Задача науки — выявить подобные за­коны реальности. Ибо, зная закон, мы можем предвидеть «поведе­ние» тела (или совокупности тел) в соответствующей ситуации и ис­пользовать это знание в наших целях. Закон реальности отражается в законе науки. Система законов науки, объединенных в научные теории, с определенной (всегда неполной) степенью точности отра­жает природу объективной реальности. А знание реальности позво­ляет человеку компетентно строить наиболее удачные модели дей­ствий для достижения своих целей.

Реальность, в которой действует человек, состоит из различных областей, «царств». Так, все мы действуем в мире живой и неживой природы. Земля, на которой мы живем, Вселенная, в масштабе ко­торой наша планета — всего лишь ничтожная песчинка, воздух, ко­торым мы дышим, растительный и животный мир, наконец, наши собственные тела, организмы — все это составляет часть принуди­тельно данной нам среды обитания, в которой род человеческий обре­чен существовать.

Люди пристально изучали эту реальность, постепенно продви­гаясь вперед, получая все более и более точную информацию о ней и одновременно убеждаясь в ее неисчерпаемости, с каждым найден­ным ответом приходя к неизмеримо большему количеству новых вопросов. И все же можно признать, что сегодня человечество об­ладает гораздо более точной информацией о неживой и живой при­роде, чем тысячу, сто или даже десять лет назад.

Первоначально не­дифференцированное, основанное на мифологических и религиозных представлениях знание превратилось в разветвленную систему стро­гих наук (астрономия, физика, химия, биология и т. д.), позволяю­щую человечеству летать в космос, погружаться в недра морские или лечить болезни, обрекавшие на неминуемую смерть наших не столь уж далеких предков. В свете современных экологических и техногенных проблем можно по-разному оценивать роль естествен­ных наук в человеческой истории, но приходится признать, что от представлений о Зевсе как «источнике» молний до теории атмосфер­ного электричества или от заклинаний шамана до пенициллина — «дистанции огромного размера». Люди вправе гордиться достиже­ниями естествознания, ставшего синонимом научности.

Но реальность, в которой мы существуем, включает в себя еще одну важнейшую область, изучение которой весьма существенно для обеспечения выживания вида Homo sapiens. Эта область, созданная самим фактом существования человека и взаимодействием людей между собой, — социум. Изучение человека и общества историчес­ки началось не позже, чем изучение природы, но успехи, достигну­тые социальным знанием, вряд ли можно считать сопоставимыми с теми, которых достигли естественные, науки.

Действительно, социальные науки и по сей день не отличаются свойственными естествознанию строгостью и практической эф­фективностью. Дело явно заключается не в количестве проведенных исследо­ваний, не в недостатке интереса к общественным проблемам. Так почему же обществознание отстало от естествознания, в чем может заключаться причина неудач социальных наук?

Многие ученые, исследовавшие эту проблему, считали, что при­чина заключается в специфике предмета обществознания, т. е. в осо­бенностях самих социальных процессов. Что отличает человеческий мир от мира природного, чем харак­теризуется любой фрагмент «человеческой» реальности?

Таким образом, люди, просто ради того, чтобы выжить, обре­чены удовлетворять определенные потребности в определенных об­стоятельствах, что сообщает социальной реальности свойство объ­ективности и делает поведение людей, а следовательно, и социальные процессы в целом объяснимыми и предсказуемыми.

В кажущемся хаосе человеческих поступков, отдельных собы­тий, из которых соткана социальная реальность, представляется воз­можным вычленить инварианты, повторяющиеся модели, зависимо­сти, неизменные принципы. Именно они и составляют социальные законы, соотносимые по своему статусу и функциям со статусом и функциями законов в естественных науках.

Нельзя отрицать, что в социальных процессах люди не только наблюдатели, но и участники, способные своим вмешательством менять ход событий. Но, во-первых, и в физике есть целый ряд си­туаций, где при анализе процессов приходится учитывать роль на­блюдателя. Во-вторых, количество случаев, когда вмешательство исследователя может кардинально изменить течение социальных процессов, не столь уж велико. Учитывая, что общество — среда объективная, т. е. обладающая собственными, независимыми от человеческогопроизвола принципами организации, приходится при­знать, что эти принципы (законы) ненарушимы и неизменны, каким бы ни было состояние человеческого знания о них. Возможности использования в социальных науках такого важнейшего для есте­ствознания метода, как эксперимент, действительно ограниченны. Но, тем не менее, в целом ряде частных социальных наук (экономика, психология, социология и т. д.) эксперименты проводятся, и они выполняют функции, аналогичные функциям экспериментов в естественных науках.

Приходится признать и то, что исследователям социальных про­цессов гораздо труднее избежать всякого рода предвзятости, чем бы, она ни объяснялась — классовыми интересами или культурной принадлежностью. И все-таки при соблюдении специальных процедур,; в условиях свободной дискуссии, где критика позволяет выявить и устранить предвзятость, объективность знания достижима.

Итак, несмотря на специфику предмета и методов обществознания, можно признать, что научное изучение общественных процес­сов вполне возможно. Это доказано и успешным развитием отдельных социальных наук, таких как экономика, социология, пси­хология и т. д., вполне соответствующих критериям научности (объективность, рациональность, системность, проверяемость утвержде­ний). В рамках данных наук путем применения как общенаучных, так и специфических методов устанавливаются факты, открывают­ся законы, на основании этих законов делаются предсказания, форму­лируются практические рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: