Заключение. Перед нами предстали четыре формы общественной воли: табуитет, мораль (главным образом первобытная, но не только) обычное право и право

Перед нами предстали четыре формы общественной воли: табуитет, мораль (главным образом первобытная, но не только) обычное право и право.

Табуитет представляет собой совокупность особого рода запретов. Табу являлись запретами тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на всех них непонятную, но грозную опасность. Человек, нарушивший табу, совершал преступление против общества в целом. Преступника наказывали: убивали или, реже, изгоняли из общины.

Для морали была характерна оценка поступков людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым они подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Одобряя одни человеческие действия и осуждая другие, общество тем самым диктовало людям, как им нужно вести себя, давало им определенные нормы поведения. Не буду повторять того, что уже было сказано выше об интериоризации велений морали, о чувствах долга, чести, совести и т. п. Нарушение нормы морали, в том числе первобытной, представляло собой не преступление, а проступок. Нарушителя не наказывали. Его действия подлежали суду лишь общественного мнения и его собственной совести.

На более позднем этапе от морали отделился этикет. Если мораль определяла содержание человеческого поведения, то этикет - лишь его внешнюю форму. Основное в этикете - понятие приличия. Действия людей оцениваются как отвечающие приличию (приличные) и не отвечающие ему (неприличные или даже непристойные). Когда действия человека оцениваются окружающими как нарушение приличия, он испытывает чувство неловкости или даже стыда. Понятия приличия и неприличия могут распространяться не только на действия человека, но на другие моменты. Этикет ранее нередко диктовал, во что человек должен быть одет, какую прическу ему носить и т. п. До сих пор отставание от моды нередко считается неприличным. Одетая не по моде женщина может испытывать чувство неловкости и даже стыда.

Обычное право непосредственно не представляет собой совокупности норм, отклонение от которых считается преступлением или проступком. Исходным в обычном праве является понятие ущерба, который члены одной человеческой группы причиняют членам другой. Это понятие тесно переплетается, хотя полностью и не совпадает с понятием обиды. Нанесение ущерба (обиды) рассматривается потерпевшей стороной как нарушение справедливости. В результате между вовлеченными сторонами возникает вражда. На более позднем этапе вражда между сторонами частично дополняется, частично замещается тяжбой между ними. На более раннем этапе суть норм обычного права заключается в том, чтобы прекратить вражду, т. е. добиться примирения сторон, а на более позднем этапе - еще и в том, чтобы разрешить тяжбу между ними. Это можно сделать только путем восстановления справедливости. Нормы обычного права диктуют способы прекращения вражды и разрешения тяжбы, т. е. методы восстановления нарушенной справедливости. Один способ - причинение виновной стороне точно такого же ущерба, второй - возмещение ущерба.

Вместе с тем лучший способ избежать вражды и не втягиваться в тяжбу состоит в том, чтобы не причинять другим людям ущерба (обиды), т. е. не нарушать справедливости. Определяя, в чем заключается нанесение ущерба (обиды), обычное право тем самым указывает человеку, какие его действия вызовут вражду, а какие нет, т. е., иными словами, как ему следует вести себя, чтобы не попасть в беду. И в этом смысле обычное право, также как табуитет и мораль (в том числе и первобытная), регулирует поведение людей не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и в их повседневной жизни.

Право прежде всего подразделяется на гражданское и уголовное. Гражданское право прямо, непосредственно выступает в качестве совокупности норм, регулирующих поведение людей. Эти нормы государство возводит в закон и требует их соблюдения от всех своих подданных или граждан. Если человек нарушает эти нормы, государство по иску потерпевших заставляет нарушителя соблюдать их и возмещать причиненный его неправовыми действиями ущерб, т. е. восстанавливает справедливость.

Уголовное право есть перечень действий, которые являются преступлениями против государства и подлежат каре с его стороны. Государство судит преступников, приговаривает их к наказанию, которое соответствует тяжести совершенного преступления, и приводит приговор в исполнение. Тем самым оно восстанавливает справедливость.

И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о том, как следует именовать раздел этнографии (этнологии), изучающий поведенческие нормы доклассового общества. Исходя из того, что эти нормы относились к трем разным формам общественной воли (табуитету, морали и обычному праву), для обозначения науки о них лучше всего было бы использовать предложенный А. И. Першицем термин «нормативная этнография (этнология)».

1.См., например: Бабич И. Л. А. М. Ладыженский как исследователь в области юридической этнографии // Этнографическое обозрение. 1995. № 4.

2.См., например: Pospisil L. Anthropology of Law: A Comparative Theory. New York, 1971; Roberts S. Order and Dispute: Introduction in Legal Anthropology. London, 1979.

3.Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 214

4. Там же. С. 222.

5. Подробнее об этом см.: Семенов Ю. И. Секреты Клио. Сжатое ведение в философию истории. М., 1996.

6. Подробнее об этом см.: Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. Вып. 1.М., 1963.С.62-99.

7.К. Маркс и Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии // Соч. Изд. 2-е. С. 426.

8.Briffault R. The Mothers. Vol. 2. London, 1927. P. 352-353.

9.Idem. Vol. 2. P. 351-365; Vol. 3. P. 251-253.

10.Рейнак. С. Орфей. Всеобщая история религий. Вып. 1. М., 1919. С. 16.

11. Фрейд З. Тотем и табу // З. Фрейд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси. 1991. С. 261.

12. Ковалевский М. М. Обособление дозволенных и недозволенных действий // Новые идеи в социологии. Сб. 4. СПб., 1913. С. 90.

13. Подробнее о престижной экономике см.: Семенов Ю.И Экономическая этнология. Вып. 2-3. М., 1993.

14. Подробнее обо всех этих понятиях см.: Семенов Ю. И. Ленинская категория «общественно-экономический уклад» и некоторые проблемы истории первобытного общества // Ленинизм и проблемы этнографии. М., 1987.

1997 г.

Ю. И. Семенов.

[ Этнографическое обозрение. 1997. №4 (июль-август). С. 3-23. ]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: