Д – водоизмещение судна в грузу, т;
L – наибольшая длина судна, м;
L┴┴ - длина судна между перпендикулярами, м;
В – ширина судна, м;
d – осадка судна по летнюю грузовую ватерлинию, м;
N – мощность двигателя, кВт;
n – частота вращения винта, об/мин;
Дв – диаметр винта, м;
Н – шаг винта, м;
V0 – скорость полного хода, уз.;
Ан – площадь парусности в грузу, м2;
А'н – площадь парусности в балласте, м2;
Дт – тактический диаметр циркуляции, м2;
Vq – скорость ветра, м/с;
Хп – отстояние центра парусности от миделя, м;
(в нос положительный [+], в корму отрицательный [-])
qa – угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна, градусы;
tp – время перекладки руля с борта на борт, с;
Vср – средняя скорость судна на циркуляцию, м/с;
g – ускорение силы тяжести, g=9,81м/с2.
Методические указания
Лабораторная работа предусматривает расчет маневров судна, которые существенным образом влияют на исход действий при чрезвычайных обстоятельствах. Количественная оценка параметров маневра в ситуациях дрейфа судна с выходом из строя рулевого устройства и спасания человека «за бортом» является важным фактором для принятия правильного решения для выхода из перечисленных выше ситуаций. Формулы, применяемые для расчета маневров судна достаточно просты и доступны для получения результатов в практической деятельности.
|
|
При выполнении задания по теме: «Маневрирование судов при чрезвычайных обстоятельствах» предусматривается решение следующих задач.
1. Определение угла между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна при движении судна задним ходом в безопасном направлении при неисправности рулевого устройства.
2. Определение угла отворота судна от первоначального курса при маневре «человек за бортом», а также угла упреждения, исключающего уход судна по инерции с угла отворота.
Задачи
1. Расчет курсового угла ветра при движении задним ходом при выходе из строя рулевого устройства по формуле (скорость ветра принять равной 25м/с):
.
2. Рассчитать угол отворота от курса α и угол упреждения γ для маневра «человек за бортом» по формулам:
(1)
;
где Дт - тактический диаметр циркуляции;
Vср – средняя скорость на циркуляции;
tp – время перекладки руля с борта на борт, tp=28с.
Угол упреждения найдем по формуле:
(2)
Действительным углом отворота будет угол α'=α-γ, т.е. разность между углами, полученными по формулам (1) и (2).
Расчетные данные использовать для составления таблицы маневра «человек за бортом» (маневр коордонат) при различных скоростях судна..
Литература
1. Карапузов А.И., Миронов А.В. «Маневрирование крупнотоннажных судов». Учебное пособие. НГМА, 2005.
|
|
2. Удалов В.И. и др. «Управление крупнотоннажными судами». –М.: «Транспорт», 1986.-176 с.
3. Погосов. С.П. «Швартовка крупнотоннажных судов».-М.: «Транспорт», 1975.-176 с.
"Маневрирование крупнотоннажного судна на стесненной акватории порта"