1. Рассчитываем поправку к осадке по летнюю грузовую марку на изменение плотности (солености) воды «Т» по таблице 5.4 (расчет проводим для пресной воды).
Таблица 5.4
Плотность воды | Соленость, % | Т, м |
1,025 | 0,000 Т | |
1,020 | + 0,004 Т | |
1,015 | + 0,008 Т | |
1,010 | + 0,012 Т | |
1,005 | + 0,016 Т | |
1,000 | + 0,020 Т |
2. Рассчитываем минимальный навигационный запас Zб по таблице 5.5 в зависимости от осадки судна «Т» и характера грунта (расчет проводим для входа в порт и на входном и внешнем рейдах).
Таблица 5.5
Грунт дна в интервале | Величина запаса, м | |
между Нн и Нн + 0,5 м | на входе в порт и на входном и внешнем рейдах | на всех прочих участках внутренней акватории |
Ил | 0,04 Т | 0,03 Т |
Наносный грунт (песок заиленный, ракушка, гравий) | 0,05 Т | 0,04 Т |
Слежавшийся грунт (плотный песок, глина) | 0,06 Т | 0,05 Т |
Скальный грунт (валуны, сцементировавшиеся породы - песчаники, известняки, мел и др.) | 0,07 Т | 0,06 Т |
3. Рассчитываем волновой запас Zв по таблице 5.6 в зависимости от длины расчетного судна.
|
|
Таблица 5.6
В метрах
Длина | Высота волны | |||||||
судна | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
Величина волнового запаса глубины | ||||||||
0,10 | 0,17 | 0,34 | 0,58 | 0,76 | 1,02 | 1,30 | 1,58 | |
0,05 | 0,14 | 0,28 | 0,46 | 0,65 | 0,87 | 1,12 | 1,36 | |
0,00 | 0,09 | 0,20 | 0,34 | 0,51 | 0,69 | 0,87 | 1,08 | |
0,00 | 0,05 | 0,15 | 0,26 | 0,40 | 0,57 | 0,72 | 0,92 | |
0,00 | 0,03 | 0,10 | 0,21 | 0,33 | 0,48 | 0,63 | 0,80 | |
0,00 | 0,00 | 0,07 | 0,16 | 0,25 | 0,39 | 0,56 | 0,68 | |
0,00 | 0,00 | 0,04 | 0,11 | 0,18 | 0,31 | 0,51 | 0,58 |
4. Рассчитываем скоростной запас Zc по таблице 5.7.
Таблица 5.7
Скорость судна- узлы (м/с) | Величина запаса, м |
3 (1,6) | 0,15 |
4 (2,1) | 0,20 |
5 (2,6) | 0,25 |
6 (3,1) | 0,30 |
5. Рассчитываем запас на крен и дифферент судна Zo по таблице 5.8.
Таблица 5.8
Тип судов | Величина запаса в долях ширины судна, м |
Танкеры | 0,017 В |
Сухогрузные и комбинированные | 0,026 В |
Лесовозы | 0,044 В |
6. Рассчитываем навигационную глубину Нн в метрах, необходимую для безопасного передвижения расчетного судна с заданной скоростью при самых неблагоприятных расчетных условиях, по формуле
(5.4)
где Т - осадка расчетного судна (исправленная на плотность воды), м;
Zб - минимальный навигационный запас (обеспечивающий безопасность и управляемость судна при движении), м;
Zв - волновой запас (на погружение оконечности судна при волнении), м;
Zс - скоростной запас (на изменение посадки судна на ходу по сравнению с посадкой судна на стоянке при спокойной воде), м;
Zо - запас на крен и дифферент судна вследствие неправильной его загрузки, перемещения груза, а также при циркуляции судна, м.