Обзор исследовательской литературы

Рассмотрим подробнее освещение вопроса образования и воспитания в эпоху Возрождения в исследовательской литературе. Довольно подробно суть подхода к вопросу детства при Старом режиме и его изменение, рассматривает Филипп Арьес в главе «Открытие детства» своей монографии «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке». Он отмечает что в эпоху Средневековья не существовало никакого особого отношения к детям, «никто не думал, что ребенок уже заключал в себе человеческую личность, как мы полагаем сегодня.»[12] К XVII веку ситуация в корне меняется: «Особый интерес к детству и всему тому, что свойственно раннему возрасту, проявляется в заботе о здоровье ребенка, физическом и моральном.»[13]

Подробно, на примере большого числа биографий известных представителей эпох, рассматривает суть системы образования и воспитания в XVII – XVIII веках О. В. Дмитриева в статьях: «Воспоминания о детстве эпохи Рационализма» и «Воспоминания о детстве эпохи Просвещения».

Также существенное внимание вопросу детства и воспитания детей и основным изменениям, произошедшим в нем в эпоху Просвещения, уделяет в своей статье «Воспитание», вошедшей в сборник «Мир Просвещения. Исторический словарь», М. Роджеро.

При этом, никто из перечисленных выше авторов не обращается к «Поэзии и правде» - подробнейшему и интереснейшему источнику, пожалуй основное внимание в котором Иоганн Вольфганг Гёте уделяет проблематике образования и воспитания в XVIII веке.

Единственной исследовательской работой, рассматривающей процесс образования и воспитания на основании «Поэзии и правды» И. В. Гёте из перечня литературы, использованной в данной работе, является биографический очерк Н. А. Холодковского «И.-В. Гёте. Его жизнь и литературная деятельность». Дореволюционный русский учёный Н. А. Холодковский занимался глубоким изучением биографии известного немецкого поэта на основании ряда трудов учёных: историков, литературоведов и филологов, занимавшихся в разное время изучением жизни и творчества Иоганна Вольфганга Гёте и писавших на немецком и английском языках.

Как и в самой «Поэзии и правде», в биографическом очерке Н. А. Холодковского существенное внимание уделяется процессу образования и воспитания во второй половине XVIII века в среде высшего германского бюргерства. Начиная изложение также с момента рождения поэта, биограф в отличие от самого Гёте, не заканчивает свое повествование на середине жизненного пути поэта, и позволяет более полно проследить процесс самообразования и самовоспитания, о котором мы встречаем не достаточно информации в “Поэзии и правде”.

Его “взгляд со стороны”, не несущий в себе характерных черт, необходимых по мнению авторов автобиографий XVIII столетия, о которых упоминает в своей статье «Воспоминания о детстве эпохи Просвещения» О. В. Дмитриева, позволяет более чётко увидеть истинную картину происходивших событий. Его очерк весьма удобен для изучения так как факты биографии Иоганна Вольфганга излагаются кратко и чётко, с точной хронологической привязкой, нередко отсутствующей в «Поэзии и правде». Основные периоды и факты очерка Н. А. Холодковского, касающиеся образования и воспитания поэта совпадают с «Поэзией и правдой», позволяя в то же время сделать заключение о достаточной достоверности автобиографии И. В. Гёте. Н. А. Холодковский отмечает положительные моменты в воспитании юного поэта отцом и матерью, при этом ничего не говоря об излишней жёсткости воспитательных методов Иоганна Каспара. И лишь говоря о времени выбора университетского образования, отмечает что у поэта не было возможности противиться воле отца. Основные моменты образовательного и воспитательного процесса, а также воздействие окружающего мира на формирование мировоззрения Иоганна Вольфганга отмечаются достаточно подробно.

Изложение разделено на отдельные значимые периоды в жизни поэта, с чёткой временной привязкой каждого и перечнем основных событий периода в их хронологическом порядке. В то же время, ничего не говорится о целях образования и воспитания, получаемого поэтом. Лишь описывая его приезд в университет Лейпцига, биограф упоминает о необходимости ради соответствия внешнему виду, принятому в этом обществе, для Иоганна Вольфганга сменить весь гардероб, привезённый из дома. При этом, внимание читателя обращается на процесс самообразования и самовоспитания, подчёркиваются его цели и задачи: «Общаясь со всеми этими людьми, гениальный юноша старался чему-нибудь научиться, чем-нибудь воспользоваться для многостороннего развития своего ума. Не меньше заботился он и о выработке своего характера.»[14]

Отмечает Н. А. Холодковский и существенное воздействие на поэта общения с некоторыми людьми. Он прямо пишет о том, о чем предпочитает умолчать сам Гёте, а именно о причинах которые, помимо необходимой покорности и послушания родителям, привитых в процессе воспитания, заставляют подчиняться воле отца. «Богатый и чопорный отец, от которого наш поэт находился в полной зависимости… а разрыв с отцом, никогда не отступавшим ни на шаг от своих убеждений, грозил полным крушением великим замыслам молодого Гёте.»[15]

Окончанием университета и защитой диссертации, оканчивается образовательный процесс, запланированный отцом для молодого Гёте, в дальнейшем, поэт самостоятельно принимает решение обучаться чему-либо интересующему его. Процесс же воспитания в некоторой степени продолжается: отец подбирает для Иоганна Вольфганга место для начала юридической практики и настаивает на его участии в судебных процессах. Лишь к 1775 году, Гёте практически освобождается от влияния отца и, невзирая на его советы, уезжает в Веймар.

Период времени, описываемый в «Поэзии и правде» на этом заканчивается, но на основании биографического очерка, мы можем проследить дальнейший процесс образования и воспитания поэта, который он планировал и осуществлял уже самостоятельно.

Описывается многолетнее общение Иоганна Вольфганга с Карлом-Августом, герцогом Веймарским и их взаимное воздействие друг на друга. Благодаря стремлению герцога собирать при своём дворе выдающихся деятелей науки и культуры, поэт имел возможность вращаться в весьма интересном и просвещённом обществе. Н. А. Холодковский отмечает что «Гёте сумел сделаться настоящим ментором Карла-Августа и впоследствии всеми было признано, что поэт могущественно содействовал выработке из герцога мудрого, благородного правителя.»[16]

Получив значимую должность при дворе, поэт со всей серьёзностью относится к возложенным на него обязательствам, стремится разобраться в государственных делах и принимать в них деятельное участие.

Н. А. Холодковский много внимания уделяет самообразованию Гёте, позволяя увидеть, что в силу своей умственной и душевной потребности, поэт занимался научными изысканиями в наиболее интересных для него областях на протяжении всей жизни.

Отдельное внимание уделяется Иоганном Вольфгангом целенаправленному формированию своих личностных качеств, относительное удовлетворение которыми наступает после поездки в Италию, в возрасте 40 лет.

В биографии встречаются интересные моменты, относящиеся к уже сформировавшемуся мировоззрению Иоганна Вольфганга и являющиеся продолжением его взглядов, описанных в «Поэзии и правде»: когда из-за слишком крупного почерка переписчика при подготовке к печати трёхтомника повестей, выяснилось, что последний том получается слишком тонким, Гёте собрал всяких неизданных и неоконченных заметок и изречений и просто включил их в текст. «Получилось Бог знает что; публика недоумевала и сердилась, а Гёте смеялся.»[17] Это наглядно подтверждает пренебрежительное отношение поэта к мнению публики.

Рассказывает Н. А. Холодковский и о достижениях Гёте в различных областях науки, некоторые из которых остаются значимыми и на сегодняшний день.

Таким образом можно утверждать что, биографический очерк Н. А. Холодковского является серьёзным подспорьем в изучении процесса образования и воспитания на основании текста «Поэзии и правды». Подтверждая многие факты, приведённые в автобиографии, хотя и не давая ответа на некоторые вопросы, очерк проливает свет на целый ряд моментов, остающихся не вполне ясными после ее прочтения.

В том числе именно данный очерк является основным источником сведений о процессе самообразования и самовоспитания Иоганна Вольфганга, особенно в его зрелые годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: