Образование и воспитание в XVIII в. Введение

По воспоминаниям И. В. Гёте «Поэзия и правда».

Выполнила студентка 3 курса

Кафедры этнологии

Латышева О. Ю.

Руководитель: Юрчик Е. Э.

Москва

2013 г.

Содержание.

1. Введение …………………………………………… 3

2. Характеристика источника ………………………8

3. Обзор источниковедческой литературы ………..11

4. Образование …………………………………...........16

5. Воспитание …………………………………………30

6. Влияние окружения ……………………………….40

7. Внешние факторы …………………………………48

8. Заключение …………………………………………50

9. Список источников ………………………………. 57

10. Список литературы, использованной в работе…57

Введение.

Вопрос образования и воспитания является одним из наиболее существенных для понимания процессов, происходивших в обществе в эпоху Просвещения. Общие тенденции, возникшие в Европе этого времени заставляют подробнее обратиться к его рассмотрению в связи с тем, что одним из наиболее существенных изменений стало возникновение во всех слоях населения стремления к образованию не только религиозному, но и светскому.

Генетическая связь между идеями и духовными исканиями в XVII и XVIII вв. столь же очевидна, как и ощущение глубокого разрыва между этими столетиями. Наступление эпохи Просвещения было связано с действительным распространением рационалистических воззрений в самых широких слоях общества. Вера постепенно уступала свои теоретические позиции научным концепциям, объяснявшим мир без обращения “к гипотезе о существовании Творца”.[1]

В то же время представляется весьма актуальным рассмотрение данного вопроса на основании автобиографии Иоганна Вольфганга Гёте (1749 – 1832 гг.), являвшегося одним из наиболее значимых представителей немецкой литературы своего времени, оказавшего во многих аспектах основополагающее влияние на развитие не только отдельных литературных жанров и направлений, но и на становление немецкой литературы в целом, как национальной и независимой. Иоганн Вольфганг Гёте относился к среде высшего немецкого бюргерства, наиболее образованной прослойки немецкого общества, уже обладающей к началу второй половины XVIII века сформировавшимся комплексом морально-этических норм и имеющей полноценный доступ к образованию на всех уровнях (домашнее, школьное, университетское) в силу своего материального положения. Также в этой среде уже осознавалась и необходимость в полноценном и качественном образовании для получения в дальнейшем должности, соответствующей социальному статусу ее членов. Для женщин университетское образование доступно не было и они вынуждены были ограничиваться домашним и школьным образованием, при этом, общество требовало от женщины довольно высокого уровня образованности что было необходимо по крайней мере для деятельного участия в воспитании детей и возможности поддержать светскую беседу.

Как отмечает О. В. Дмитриева в статье «Воспоминания о детстве эпохи Просвещения», практически во всех автобиографиях выдающихся деятелей литературы, науки и искусства XVIII века, во множестве встречаются черты характера, личные качества и устремления отдельного человека, характерные для большинства автобиографий этого периода в целом. Нетрудно предположить что качества и устремления эти были сформированы на основании литературных и общественных идеалов рассматриваемой нами эпохи. Таким образом представляется возможным на основании одной автобиографии составить примерное суждение о том, какими же были требования времени к представителям рассматриваемого слоя общества и какими были идеалы, к которым стремились они, а следовательно, стремилось и общество в целом.

Иоганн Вольфганг Гёте подробнейшим образом описывает повседневную жизнь людей своего круга в свете различных событий, происходящих в это время в стране. Много внимания он уделяет и образованию, новая система которого формировалась на его глазах и с которой ему довелось непосредственно столкнуться. Для своей автобиографии он выбирает следующий эпиграф: «Кто не страдал, не может быть воспитанным.»[2]

Можно предположить, сколь существенную роль сыграл в его жизни процесс и, собственно задачи, которые ставило общество при воспитании и образовании будущих граждан, прежде чем они вольются в его ряды. Существенное внимание Иоганн Вольфганг уделяет организации учебного процесса, какой она была в Германии в XVIII веке. Он особо подчёркивает высочайшую требовательность по отношению к обучению детей своего отца, суровость, с которой он настаивал на соответствии временн о му плану образования и его предметной наполненности. Отдельно он говорит об излишней жёсткости и даже жестокости некоторых учителей по отношению к детям, в большой степени мешавшей адекватному восприятию ими процесса обучения.

Основные задачи данной работы – понять на основании текста «Поэзии и правды», в какой среде существует Иоганн Вольфганг Гёте, какие требования с точки зрения образования и воспитания эта среда предъявляет к представителям высшего немецкого общества, как действующей, так и потенциальной своей верхушке, так как именно к этой среде принадлежат чиновники, юристы, управленцы различного уровня. А также какими средствами достигается соответствие молодого поколения этим требованиям.

Решив эти задачи, представляется возможным раскрыть основную проблему данной работы, а именно, понять, насколько существенную роль играло образование и воспитание в системе общественных ценностей в XVIII веке.

Одной из весьма существенных особенностей времени, на современный взгляд, является само отношение к детям в рассматриваемый период. Рождаемость была весьма высокой, в среднем замужняя женщина имела 5 детей, иногда больше. Но высокой была и детская смертность: из 1000 детей от 200 до 400 умирали в течение первого года жизни, и многие из оставшихся – в возрасте до 7 лет. Высокая детская смертность заставляла родителей не привязываться к детям раньше времени.[3] Так, в семье Гёте, из пятерых детей выжили только Иоганн Вольфганг и его сестра.

Во всех слоях общества при воспитании ребёнка активно использовалось так называемое «педагогическое запугивание» - решение поставленных педагогических задач посредством внушаемого детям страха перед наказанием, в том числе физическим, за неповиновение, пример которого будет рассмотрен ниже в разделе «Воспитание». «Наши учителя нередко обращались с нами очень неласково и неуклюже, награждая нас ударами и пинками, к которым мы привыкли тем более, что всякое сопротивление, или борьба были нам строжайше воспрещены.»[4]

Так как бесплатного образования практически не существовало, для низших слоёв общества оно было мало доступно. И все же значительным было общее стремление к грамотности и к получению образования.[5]

Понятие «воспитанный ребёнок» появилось в XVII в., а широкое распространение получило в XVIII в. Складывались довольно жёсткие критерии поведения в семье и обществе. [6]

Гораздо больше внимания начинает уделяться и образованию. Становилась популярной начальная школа, появилось разделение детей на классы. Но уровень преподавания в начальной школе был ещё невысок, вследствие чего представители обеспеченных слоёв общества предпочитали давать своим детям начальное образование дома. При этом они могли как самостоятельно обучать своих детей, так и подбирать им учителей по рекомендациям ближайшего окружения. Как видно из текста «Поэзии и правды», родители, осознавая необходимость получения соответствующего их статусу образо вания, либо стремясь поддержать детей личным примером, садились за одну парту с ними.

В эпоху Просвещения весьма существенно возрастает роль собственно воспитания: «Стоявшая перед ним [воспитанием] задача заключалась в формировании нового человека, который соответствовал бы самым оптимистичным и утопичным идеалам и достигал бы уровня совершенства, соответствующего конечной цели всякого общественного установления.»[7] Предполагалось что идеальный человек должен быть широко образован и постоянно стремиться к постижению новых знаний, воспитан на основании высочайших нравственных идеалов и стоически переносить различного рода лишения.

Помимо этого, на основании новых научных подходов происходит глобальная переоценка собственно подхода к понятию детства, которое ранее считалось просто неким кратковременным периодом, от которого следует возможно быстрее переходить к зрелости. Теперь же ребёнок становится объектом особой заботы, моральной и материальной, б о льшую эмоциональность приобретают отношения родителей с детьми.[8]

Аргументируя необходимость отказа от прежней системы образования, изначально основанной на его религиозной оставляющей, французский учёный-энциклопедист, выдающийся математик и философ эпохи Просвещения д’Аламбер (1717 – 1783 гг.) беспощадно клеймил опору и символ прежней системы - религиозные колледжи: «Молодой человек проводит в колледже десять самых драгоценных лет своей жизни, но даже если он не тратил время зря, он выходит оттуда с весьма несовершенным знанием какого-нибудь мёртвого языка, напичканный риторическими наставлениями и философскими принципами, которые надо постараться забыть.»[9]

«Поэзия и правда» И. В. Гёте является очень интересным источником по вопросу образования и воспитания в немецком обществе второй половины XVIII века. Пройдя все этапы этой системы, предполагавшиеся необходимыми для молодых представителей верхушки Франкфуртского бюргерства, поэт много внимания уделяет подробнейшему описанию образовательного и воспитательного процесса. Он приводит множество достоинств, недостатков и последствий существующей в Германии XVIII века системы образования и воспитания, а также собственную оценку основных ее составляющих.

На основании рассмотрения данного источника представляется возможным сделать определённые выводы относительно системы образования и воспитания в Германии XVIII века и ее роли в жизни общества, а следовательно, ответить на вопросы, поставленные в данной работе.

Характеристика источника:

И. В. Гёте. Поэзия и правда. Из моей жизни.

“ Поэзия и правда” Иоганна Вольфганга Гете – это автобиография, созданная в период с 1811 по 1831 гг. На момент начала ее написания Иоганну Вольфгангу исполнилось 60 лет. Изложение событий, приведённое в ней, оканчивается 1775 годом, когда 26-летний поэт, уже защитивший в Страсбургском университете диссертацию по юриспруденции и начавший издавать свои литературные произведения, отправляется в Веймар ко двору Карла Августа принца Веймарского(1757 -1828 гг.). Как отмечает в предисловии к изданию «Поэзии и правды» известный российский публицист и переводчик Е. М. Браудо (1882 – 1939 гг.), объясняя название труда: «творческой фантазией он дополнил и связал между собою отдельные факты своей биографии, придав рассказам и событиям характер внутренней необходимости. «Назначение этой книги – говорит сам Гёте, - заполнить пробелы в жизни автора, придать законченность иным художественным фрагментам и сохранить для потомства воспоминания о многих затерянных литературных планах.»[10] Но нельзя считать факты, изложенные в данном произведении просто вымыслом, либо же предполагать что Иоганн Вольфганг чётко противопоставляет правдивое изложение отдельных фрагментов его биографии лирическим вставкам, призванным связать воедино и привести в законченный вид его жизнеописание. Сам автор на протяжении всего текста «Поэзии и правды» неоднократно подчёркивает, что все его произведения имеют реальную основу в жизни его или его окружения и в то же время являются его литературной исповедью, необходимой для продолжения жизни и творчества.

В «Поэзии и правде» Гёте рассказывает о своём детстве, начиная непосредственно с обстоятельств своего рождения, учёбе дома и в общественной школе, университетских годах и истории своих первых крупных литературных работ. В «Поэзии и правде», автор подробно останавливается на философских взглядах своих современников, на их последовательном изменении, на исторических событиях, сопутствовавших этим изменениям. «Одна из главных задач моей автобиографии – говорит он – это показать связь человека с той исторической обстановкой, среди которой он живёт, обнаружить силы, которые враждебны, или благоприятны ему, проследить, как постепенно складывается миросозерцание и как художник, поэт или писатель отражает последнее».[11]

Таким образом, Иоганн Вольфганг в доступной литературной манере подробнейшим образом излагает не только процесс формирования и дальнейшего изменения взглядов и устремлений представителей своего окружения и своих собственных. Он также отображает динамическое изменение внутри и внешнеполитической обстановки в Германии XVIII века, складывание системы культурных принципов формирование нового, независимого национального мировоззрения немецкой нации.

Подробнейшим образом останавливается автор на крупных исторических событиях, происходивших в описываемое им время и на том, каким образом события эти накладывали отпечаток на его собственную жизнь, жизнь его семьи, и даже, во многом на примере родного Франкфурта, на жизнь страны в целом. Ярким примером может служить сильнейшее землетрясение, произошедшее в Лиссабоне в Португалии 1 ноября 1755 года на этот момент поэту исполнилось 6 лет и на него произвело неизгладимое впечатление то смятение, в которое было приведено общество этим событием.

К сожалению, будучи ограничены кругом поставленных задач, в данной работе мы не имеем возможности подробнее остановиться на всех аспектах интереснейшего во всех смыслах источника и рассмотрим происходящие события лишь в контексте их воздействия на претерпевавшую определённые изменения систему образования и воспитания детей в высших слоях франкфуртского бюргерства.

В «Поэзии и правде» Гёте описывает годы своего детства, время, проведённое в Лейпциге и Страсбурге, где он получал университетское образование и несколько лет своей жизни во Франкфурте после окончания университета.

Начинается изложение с момента рождения поэта 28 августа 1749 года. Можно утверждать что обучение Иоганна Вольфганга начинается приблизительно с 3-х летнего возраста, когда мать начинает привлекать его к участию в сочинении сказок, рассказываемых ею, либо с 5-ти лет, когда будущий поэт начинает изучать латынь. До 1765 года, когда Иоганну Вольфгангу исполняется 16 лет, продолжается обучение дома (при этом, во время перестройки семейного особняка, он и его сестра живут у соседей и посещают общественную школу). С 1765 до 1771 года, с 2-х летним перерывом, вызванным затяжной болезнью, Иоганн Вольфганг обучается в университетах Лейпцига и Страсбурга. Помимо юриспруденции поэт посещает лекции по литературе, истории, медицине, философии. На основании автобиографии, а также биографического очерка «И.-В. Гёте. Его жизнь и литературная деятельность», написанного русским поэтом-переводчиком, член-корреспондентом Петербургской Академии Наук Н. А. Холодковским (1858 – 1921 гг.), представляется возможным утверждать, что поэт, будучи весьма разносторонней, талантливой и увлекающейся личностью, продолжал заниматься своим образованием на протяжении всей жизни.

При написании «Поэзии и правды», Иоганн Вольфганг пользовался своими дневниками, точная датировка в которых появляется лишь в 1775 году, в самом конце описываемого периода, а также своей перепиской с близкими, друзьями и возлюбленными.

Текст «Поэзии и правды» представляет собой последовательное и подробное изложение событий жизни автора, снабдив его множеством диалогов и различных подробностей, автор, безусловно делает повествование ярче и интереснее. При этом очевидно, что даже идеальная память не могла бы сохранить все это на протяжении стольких лет, а следовательно в этой своей части, «Поэзия и правда» является художественным вымыслом. Также те черты характера и устремления, которые на основании статей О. В. Дмитриевой мы можем считать типовыми для биографий XVIII века, безусловно по крайней мере частично, являются данью традиции и указывают лишь на соответствие стилю эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: