После покорения дорийцами ослабевших в Троянской войне ахейских племен в истории Эллады, а следовательно, и древнегреческого искусства наступили «темные века». Дорийцы в художественном отношении стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы, но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье. Дорийцы, вероятно, были люди суровые, не слишком эмоциональные, им были свойственны твердость, определенность, и как нельзя лучше эти их черты отражает искусство сурового геометрического стиля с преобладанием в нем линейного орнамента (кругов, треугольников, ромбов), который они принесли с собой. Человеческую фигуру изображали всегда в профиль, и состояла она из перевернутого вершиной вниз треугольника-туловища, двух приставленных к нему огромных ног, плетевидных рук и маленькой круглой головы с торчащим носом.
От этого периода почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служило дерево, и только спальня царя была выложена из высушенного на солнце кирпича-сырца. Большие залы, в которых принимали гостей, строили из бревен и выструганных досок. Полом служила плотно утрамбованная земля. Тем не менее дорийцы стали создателями новой архитектуры с ее «железной» логикой: мощные приземистые колонны устанавливались на близком расстоянии и перекрывались двускатной крышей. Представления об архитектуре того периода дают плохо сохранившиеся остатки фундаментов, а также рисунки на вазах и погребальных урнах, свидетельствующие о том, что деревянные дворцы и храмы были украшены ярко блестевшими металлическими деталями.
|
|
В художественном плане искусство дорийцев с их геометрическим стилем было проще, примитивнее изобразительного искусства Крита, но оно отличалось рациональностью, и в результате дальнейшего их соединения были созданы памятники, затмившие славу египетских пирамид.
«Темные века» в истории Греции были все-таки не совсем темными, ибо именно тогда жил и творил гениальный Гомер, по словам древнегреческого философа Платона, «воспитавший Элладу». Гомером были созданы большие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», ставшие первыми произведениями мировой литературы.
Первая поэма рассказывает о завершающих неделях десятилетней войны греков-ахейцев против Трои-Илиона, как назван в поэме этот малоазийский город. В основе сюжета -ссора Ахилла с предводителем греческого войска, царем Микен Агамемноном. Вторая поэма повествует о герое Троянской войны хитроумном Одиссее, который после скитаний и невероятных приключений в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах, длившихся десять лет, возвращается неузнанный на родной остров Итаку к своей верной жене Пенелопе и устраивает кровавую расправу с многочисленными претендентами на ее руку.
|
|
Этиэпическиепоэмыимелииимеютисключительноепознавательное,нравственно-эстетическое значение, они содержат сказания о жизни и деяниях греческих богов и героев. Гомер детально разработал пантеон олимпийских богов, опираясь на существовавшую иерархию родоплеменной общины, возглавляемой басилевсом.
Самым могущественным из богов являлся громовержец Зевс, ведающий всем в мире и повелевающий людьми и богами. Он царил на светлом Олимпе (гора в Средней Греции), в золотых чертогах, возведенных богом огня, кузнецом Гефестом. Зевс правил землей и небом, как басилевс, окруженный аристократией богов, властвующих каждый в своей области: Гера - богиня неба, покровительница браков; Деметра - богиня плодородия и земледелия; Гестия - богиня жертвенного огня и домашнего очага; златокудрый Аполлон -бог света и солнца, покровитель наук и искусств; Артемида, вечно юная богиня-охотница,
покровительница животных, деторождения, почиталась также как божество луны; златая Афродита являлась богиней любви; воинственная Афина - богиней справедливой войны и покровительницей греческих городов; Гермес был прежде всего посланником богов и проводником душ умерших в подземное царство Аида, но считалось, что он также охранял путешественников, купцов и дороги, поэтому на перекрестках устанавливали гермы - каменные столбы, верхушку которых венчала голова бога. Братья Зевса Посейдон и Аид, также идеализированные басилевсы, властвовали: один - над морями, другой - в мрачном подземном царстве мертвых. Аристократию морских божеств составляли: Амфитрита, супруга Посейдона, дочь морского вещего старца Нерея, ее сестры - нереиды, Тритон, громовыми звуками раковины вызывающий грозные бури. Бог подземного царства Аид (Гадес) правил вместе со своей женой Персефоной, и ему были подвластны богини мщения Эриннии, бог смерти Танат, бог сна Гипнос, трехглавый пес Кербер, охраняющий врата царства, перевозчик душ умерших Харон.
В сознании древних греков боги Олимпа представлялись в виде идеальных аристократов и басилевсов, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку -радостью, печалью, гневом, завистью, и отличавшихся от людей лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.