Глубокое влияние на жизненный уклад греков и последующее культурное развитие оказала колонизация, начавшаяся в поисках перспективных торговых путей. Многочисленные греческие колонии появлялись по всей береговой линии Средиземного и Черного морей. В греческих городах, местопребывании аристократии, где крестьянам запрещено было даже появляться, возникли целые кварталы, заселенные ремесленниками и торговцами. Ремесло и торговля стали завидным занятием, приносящим богатство и почет, почти такой же, как богатство земельное, что обусловило переворот и в социальных отношениях. Влиятельный торгово-ремес-ленный класс добивался, чтобы его экономическому могуществу соответствовало могущество политическое. В результате политический диктат богатой земельной аристократии был сломлен.
В связи с этим претерпела изменения старинная религия, служившая идеологической основой греческого аристократического государства. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Соблюдение их культа требовало роскошных, художественно оформленных храмов и стало обязанностью каждого гражданина.
Греческие храмы в эпоху архаики были центром жизни не только религиозной, но политической и экономической. Архитекторы помещали святилища на высоких холмах илина берегу моря. «Дляхрамов ижертвенников, - говорил философ Сократ, -самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидев храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте».
Постепенно сложилось несколько типов храма. Наиболее распространенным стал прямоугольный в плане, окруженный по периметру колоннадой периптер, вход в которыйрасполагался с востока и вел в преддверие; основное помещение, куда ставили статую божества, именовалось целлой; позади целлы в сокровищнице хранились дары. Участок, где строился храм, обносился оградой и считался священным, поэтому алтарь помещался под открытым небом у восточной стены храма.
Греческие храмы возводились как жилище бога, во всем похожего на человека, и потому пропорции колонн, размеры капителей и баз были соразмерны пропорциям человеческого тела, в соответствии с утверждением древнегреческого философа Протагора (480-410 до н.э.) о том, что «человек - мера всех вещей».
В VII в. до н.э. возникли архитектурные ордеры (от лат. ordin - порядок), в которых нашли выражение технические качества сооружений. Ордер определял соотношение и соразмерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. К несущим относятся цоколь, образующий по периметру храмаобычнотриступени,иколоннысфигурнымзавершением-капите лью. Несомую часть образуют перекрытие - антаблемент и фронтон - треугольное завершение двускатной крыши.
Кровлю храмов декорировали статуями богов, фигурками животных и растительным орнаментом. Вертикальные украшения по трем углам фронтона назывались акротериями, украшения по краю кровли - антефиксами, растительный орнамент из трех лепестков - пальметтами.
Почти одновременно возникли два типа греческих ордеров - дорический и ионический, получивших название по основным племенам - дорийцам и ионийцам, населявшим Древнюю Грецию наряду с ахейцами. В конце V в. до н.э. появился коринфский ордер.
В дорическом ордере преобладали четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность форм. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ее ствол по вертикали был разделен желобками - каннелюрами, имеющими острые грани. Верхняя часть колонны - капитель - представляла собой сплюснутую «подушку» - эхин и четырехгранную плиту - абак. Особенностью дорического ордера являлась обработка фриза1 чередующимися вертикальными планками и квадратными плитами между ними - метопами, украшенными рельефами. Рельефы расцвечивались красным и синим с расчетом, что цветовой контраст смягчит резкие тени, могущие при ярком солнце исказить на расстоянии рисунок фигур.
Для ионического ордера характерны были тонкие и высокие колонны с базой, глубокие, но стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель с завитками - волютами. Архитрав1 в ионийских постройках делился по горизонтали на три яруса, а фриз декорировался непрерывной лентой рельефного изображения. Ионийский стиль отличался яркой раскраской, позолотой, обилием декоративных деталей. Рельефный фриз был двуцветным: желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом, красном фоне. Капители украшались деталями из позолоченной бронзы.
Основным материалом строителям служил сначала известняк, затем мрамор. В отличие от построек гомеровского периода здания из камня были не только прочнее, но и выглядели величественнее.
Храмы архаики строились в основном в дорийском стиле. Причем храмы в Пе-стуме, Сиракузах, Салониках, несмотря на их различия по высоте, количеству колонн, разнохарактерности колоннад, были очень похожими. Роднили постройки размеры и тяжесть антаблемента, сильно давившего на колонны, а также наличие у колонны энтазиса - небольшого утолщения на одной трети ее высоты, что делало ствол колонны словно разбухшим от тяжести лежавшего на нем перекрытия.
В архаическую эпоху сложились основные принципы градостроительства: особо выделялся кремльакрополь с храмом, рыночная площадь - агора, такие общественные здания, как пританеи, где горел священный огонь и где должностные лица принимали послов и устраивали торжественные трапезы, булевтерии -место заседаний совета старейшин, гостиницы, театры. Получили распространение
1 Фриз - средняя горизонтальная часть антаблемента; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы; в ионическом заполняется рельефами.
1 Архитрав - нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн.
палестры, частные гимнастические школы для обучения мальчиков 12-16 лет. Жилые постройки были невзрачными, они делались из непрочных материалов и исчезли так же бесследно, как и дворцы гомеровского периода.
Композиции архитектурных ансамблей периода архаики были предельно простыми. В этом нашло выражение типичное для того времени стремление к порядку и симметрии как проявлению красоты. Греческий писатель Ксенофонт писал: «Ах, как красиво, когда башмаки стоят в ряд, какие бы они ни были; какой красивый вид составляют плащи рассортированные, какие бы они ни были, и горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют, по-моему, что-то стройное».
Симметрия соблюдалась и в размещении скульптурного декора, которым украшались фронтоны и фризы.
Фронтонные композиции создавались с акцентом на центральную фигуру, которая была много крупнее прочих, угловые персонажи обычно меньше, что обусловлено подчинением скульптуры архитектуре. Так, на рельефах дорического храма Артемиды, покровительницы охоты и божества луны, на о. Корфу в центре была изображена во всю высоту фронтона побежденная Персеем Горгона Медуза, а по углам - значительно меньших размеров эпизоды из Троянской войны.
Композиции рельефов, украшающих в дорических храмах метопы, видоизменялись в зависимости от их местоположения: изображения на размещенной по центру фриза метопе отличались строгой симметрией, на крайних рельефах было больше движения, фигуры в центре неподвижны. Такова метопа на храме в Селинунте, где в рельефе с Персеем, убивающим Медузу, действие энергично нарастает от неподвижно стоящей богини Афины к решительному движению Персея, а от него к эспрессивному полету горгоны.
Персей, сын Данаи и Зевса, был послан жестоким царем Полидектом за головой горгоны Медузы. Персей должен был достичь западного края земли, страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат и где жили ужасные горгоны - крылатые, покрытые медной чешуей женщины со змеями вместо волос, взгляд которых обращал все живое в камень. На помощь Персею явились посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что все в нем отражалось как в зеркале, а Гермес дал свой острый меч и указал путь к горгонам. Быстро понесся по воздуху Персей к острову, на котором жили горгоны, и застал их спящими. Гермес указал ему на горгону Медузу, единственную из трех смертных. Персей, глядя в щит, отрубил ей голову и спрятал в сумку, а затем, никем не увиденный, отправился назад. Голову горгоны он отдал Афине, и она укрепила ее у себя на груди.
Многофигурными рельефами украшали скульптурный фриз в ионических постройках архаики. В святилище Аполлона в Дельфах фриз обрамлял здание сокровищницы по периметру.
Все композиции архаики были посвящены, как правило, схваткам: богов и героев со страшными чудовищами, греков с троянцами, богов с гигантами. Схватки героев изображались в самый разгар битвы. При этом лица статуй отличались спокойной бессмысленной улыбкой, свойственной только архаике и не соответствующей напряженному моменту.
Несмотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики, при всей жизненности образов, было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в рельефах, скованностью в изображении человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос.