На основе геометрического стиля архаики постепенно выработался идеал «телесности», или «осязательной ценности», формы. Поиски новых путей в изобразите льномискусствеобнаружилисьпреждевсеговпостепенномосвобожденииотпр ин-ципаорнаментальности.Вэтотпериодзначительноевниманиеуделяется скульптуре. Скульпторы ранней классики свои устремления направили на создание реального образа, на точную передачу деталей. Так, в бронзовой статуе Дельфийского возничего были показаны криво подстриженные ногти, набухшие вены на руках, «живые» глаза, опушенные длиннымиресницами. Но вертикальные складки хитона, ассоции-рующиесясканнелюрамидорических колонн, иравномерноераспределениетяжести тела на обе ноги придавали скованность и внутреннюю неподвижность скульптуре.
Застылость скульптуры была преодолена Мироном (середина V в. до н.э.), сумевшим показать образы реального мира подвижными, изменяющимися. Недаром созданного Мироном «Дискобола» по силе сосредоточенного в нем движения сравнивают со сжатой пружиной.
|
|
Мирон любил изображать энергичное действие. При этом он показывал только завязку событий, оставаясь верным тому принципу классического искусства, который позже определил римский поэт Гораций:
...на сцене
Берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто
Или что скоро в рассказе живом сообщит очевидец!
Нет! Не должна кровь детей проливать пред народом Медея;
Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы;
Прокна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться;
Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно.