Греко-македонская колонизация привела к возникновению совершенно новой культуры позднеантичного мира - эллинизма, что означает «уподобляться эллинам».
Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и распада империи на отдельные государства до 31 г. до н.э. - года присоединения Египта к Римской империи. Таким образом, эллинизм охватил большой период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.
Александр Македонский основал семьдесят городов с эллинским укладом жизни, самым знаменитым из которых стала Александрия в дельте Нила. Александрия славилась регулярной, т.е. правильной, планировкой улиц, беломраморными храмами, огромной библиотекой, одним из «семи чудес света» - Фаросским маяком и крупнейшим научным центром всего Средиземноморья - Мусейоном. Музей - место, где собирались музы, - занимал в Александрии целый район.
Результатом «проникновения» эллинов стали новые формы искусства, сочетающие греческие и «варварские» принципы культуры. Восточное влияние в искусстве эллинизма проявилось прежде всего в декоративности. Неслучайно поэтому общественные и культурные здания Александрии строились в коринфском стиле, создающем чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ.
Коринфский ордер, один из трех классических ордеров, по пропорциям совпадал с ионическим, но отличался более высокой капителью, декорированной листьями аканфа, ядовитого растения. О происхождении капители существует легенда, по которой Каллимах, коринфский мастер, проходя мимо гробницы, увидел корзинку, поставленную на аканф и обвитую молодыми побегами. Восхищенный новизною вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу и определил их соразмерность. Но коринфская капитель изначально преследовала сугубо декоративные цели, ведь известно, что на листья ничего опереть нельзя. Функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным букетом, поэтому именно коринфский ордер широко использовался в чисто декоративных целях.
Восточное пристрастие к декоративности проявилось также в смене барельефа1 горельефом2, применении в скульптуре бурава и комбинировании мраморов различной окраски. Все эти приемы, подчеркивая светотеневые контрасты, помогали усиливать декоративное впечатление архитектурных и скульптурных произведений.
Взаимодействие художественного стиля античного искусства с культурой стран Ближнего Востока выразилось и в гигантомании, как архитектурной, так и скульптурной. В это время Состратом был построен Фаросский маяк, одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на о Фаросе. Он
1Барелъеф (от фр. bas-relief) - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.
гГорелъеф (от фр. haut-relief) - высокий рельеф, выступающий над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
Пергамский алтарь Зевса. Малоазийский мрамор. Пергамский музей. Берлин
представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусных башен, увенчанных фонарем, где поддерживался огонь.
Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, тоже одно из «семи чудес света», построенный в знак победы Пергамского царства над варварами-галлами и ставший прообразом алтаря Отечества в Риме. Почти квадратный в плане, Пергамский алтарь спереди открывался величественной лестницей. Высокое основание подиумов (прямоугольная платформа с лестницей), расположенных буквой «П», украшал большой горельефный фриз, расположенный не на антаблементе, как обычно, а на цоколе здания. Фриз изображал борьбу богов и гигантов, и ступени, по которым поднимались наверх к жертвеннику, служили также опорой каменным участникам яростной битвы. Все сооружение увенчивалось ионическим портиком. В центре открытого прямоугольного пространства находился жертвенный алтарь.
Борьба олимпийцев с гигантами описывается в «Теогонии» Гесиода, где рассказывается, что могучая благодатная земля - Гея породила могучих грозных титанов, циклопов с одним глазом посреди лба и гекатонхейров - сторуких чудовищ с пятьюдесятью головами. Уран возненавидел своих детей и заключил их в недра земли. По наущению матери младший титан Кронос оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его плодовитость, и занял место верховного бога. Опасаясь узурпации своей власти, Кронос повелел жене Рее приносить ему родившихся детей и проглатывал их. Новорожденного Зевса Рея спрятала у нимф на острове Крит, а Кроносу дала проглотить камень. Зевс вырос, возмужал, восстал против отца и заставил вернуть на свет проглоченных братьев и сестер. Водворившись на Олимпе, он начал борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Борьба длилась десять лет, пока на помощь олимпийцам не пришли сторукие. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар, где их стражами стали гекатонхейры.
Пристрастие к колоссам Афины и Зевса отмечалось у греков еще в период высокой классики и особенно проявилось в эпоху эллинизма. Наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань
острова Родоса мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога Гелиоса высотой 37 м - Колосс Родосский, одно из «семи чудес света». К родосской же школе относят «Лаокоона», скульптурную группу «Фарнезский бык» и известные лишь по описанию натуралистические композиции «Ослепление Полифема» и «Корабль Одиссея», которые размещались в естественной пещере, где сделанный из мрамора в натуральную величину корабль с пассажирами отражался в специально вырытом водоеме.
Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. Величайшим шедевром эллинистического искусства в плане передачи движения явилась статуя Ники Самофракийской, принадлежащая родосскому скульптору Харесу, который изобразил крылатую Нику в момент ее приземления на нос корабля. И прихотливые завихрения одежды, и мощные распахнутые крылья создают впечатление только что завершившегося вихревого полета. В правой руке Ники была зажата труба, звучанием которой она возвещала морскую победу греков.
Экспрессивность движения и острота ситу- ХвреСш Ника самофракийская.
апии Стали альфой И Омегой ЭЛЛИНИСТИЧеСКОЙ Мрамор. Лувр. Париж
скульптуры. То, что в период классики считалось
дурным тоном, в эпоху эллинизма ставилось во главу угла. Практически о любой скульптуре, созданной в этот период, можно сказать, что она наполнена внутренней экспрессией, динамикой и что она определяет кульминационный момент действия. Миф об Афине и Марсии был представлен, в отличие от статуй Мирона, в его заключительной сцене: привязанный к дереву самонадеянный Марсий и точащий нож раб-палач.
Но, пожалуй, самым характерным для эллинизма скульптурным произведением явился «Лаокоон» великого Агесандра, дошедший до нас в римских копиях.
Лаокоон был жрецом бога Аполлона в Трое и отговаривал троянцев ввозить в город огромного деревянного коня, найденного в стане якобы уплывших из-под стен Трои греков. Он считал, и совершенно справедливо, что в коне находятся греческие воины. В тот момент, когда он предсказывал троянцам гибель от коня, в море появились два чудовищных змея, стремительно плывущих к берегу. В ужасе разбежались троянцы, а змеи обвили Лаокоона и двух его сыновей и задушили их.
Не исключено, что римский поэт Вергилий, создавая в «Энеиде» сцену гибели Лаокоона, вспоминал свое впечатление от виденной им статуи, настолько описание и памятник близки друг другу:
...(змеи) уверенным ходом
К Лаокоону ползут. И, сначала несчастные члены
Двух сыновей оплетая, их заключают в объятья
Каждая и разрывают укусами бедное тело.
После его самого, что спешит на помощь с оружьем,
Петлями вяжут, схватив великими. Вот уже дважды, Грудь его окружив и дважды чешуйчатым телом Шею, над ним восстают головой и гребнем высоким. Он и пытается тщетно узы расторгнуть руками, Черным ядом облит и слюной по священным повязкам, И одновременно вопль ревущий бросает к светилам.
Вместе с тем в эпоху эллинизма получила развитие довольно безликая декоративная скульптура, изображающая Афродит, которых только по атрибутам (амур на дельфине) можно было не спутать с хорошо сложенной гречанкой. Самыми выдающимися из них были Афродита Милосская, изваянная великим Агесандром, и Афродита Медичи работы Клеомена. Академизмом, бездушным подражанием классическим формам отличались также статуи Лисиппа и Леохара.
Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и работал в бронзе. Если верить источникам, он был необычайно плодовитым и изготовил 1500 скульптур. Причем тематика была самая разнообразная: портретные бюсты Александра Великого, персонажи мифологии, атлеты, герои, а также его знаменитые кони, украшающие теперь собор св. Марка в Венеции.
Леохар искал красоту в формах прошлого, его идеалом были гармоничные образы классики. Но попытки слепо копировать классические идеалы породили театральность и позу. Аполлон Бельведерский и Артемида Версальская с ланью подобны актерам, выступающим в высокой трагедии.
Небывалых высот достигло искусство глиптики - резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях (см. цв. вкл.). Создавались роскошные геммы с врезанными изображениям - инталия и выпуклыми - камея. Мастера, снимая слой за слоем, работали над такой геммой почти всю жизнь, и часто работа передавалась из поколения в поколение. Самой знаменитой является камея Гонзага, созданная в Египте при Птоломеях в III в. до н.э.