Эллинизм

Греко-македонская колонизация привела к возникновению совершенно новой культуры позднеантичного мира - эллинизма, что означает «уподобляться элли­нам».

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Алек­сандра Македонского в 323 г. до н.э. и распада империи на отдельные государ­ства до 31 г. до н.э. - года присоединения Египта к Римской империи. Таким образом, эллинизм охватил большой период времени, в течение которого гре­ческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

Александр Македонский основал семьдесят городов с эллинским укладом жиз­ни, самым знаменитым из которых стала Александрия в дельте Нила. Александрия славилась регулярной, т.е. правильной, планировкой улиц, беломраморными хра­мами, огромной библиотекой, одним из «семи чудес света» - Фаросским маяком и крупнейшим научным центром всего Средиземноморья - Мусейоном. Музей - ме­сто, где собирались музы, - занимал в Александрии целый район.

Результатом «проникновения» эллинов стали новые формы искусства, соче­тающие греческие и «варварские» принципы культуры. Восточное влияние в искус­стве эллинизма проявилось прежде всего в декоративности. Неслучайно поэтому общественные и культурные здания Александрии строились в коринфском стиле, создающем чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ.

Коринфский ордер, один из трех классических ордеров, по пропорциям сов­падал с ионическим, но отличался более высокой капителью, декорированной листьями аканфа, ядовитого растения. О происхождении капители существу­ет легенда, по которой Каллимах, коринфский мастер, проходя мимо гробницы, увидел корзинку, поставленную на аканф и обвитую молодыми побегами. Восхи­щенный новизною вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу и определил их соразмерность. Но коринфская капитель изначально преследовала сугубо декоративные цели, ведь известно, что на листья ничего опе­реть нельзя. Функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным буке­том, поэтому именно коринфский ордер широко использовался в чисто декоратив­ных целях.

Восточное пристрастие к декоративности проявилось также в смене баре­льефа1 горельефом2, применении в скульптуре бурава и комбинировании мрамо­ров различной окраски. Все эти приемы, подчеркивая светотеневые контрасты, помогали усиливать декоративное впечатление архитектурных и скульптурных произведений.

Взаимодействие художественного стиля античного искусства с культурой стран Ближнего Востока выразилось и в гигантомании, как архитектурной, так и скульп­турной. В это время Состратом был построен Фаросский маяк, одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на о Фаросе. Он

1Барелъеф (от фр. bas-relief) - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

гГорелъеф (от фр. haut-relief) - высокий рельеф, выступающий над плоскостью фона более чем на половину своего объема.


Пергамский алтарь Зевса. Малоазийский мрамор. Пергамский музей. Берлин

представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусных башен, увенчанных фонарем, где поддерживался огонь.

Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергам­ский алтарь Зевса, тоже одно из «семи чудес света», построенный в знак победы Пергамского царства над варварами-галлами и ставший прообразом алтаря Отече­ства в Риме. Почти квадратный в плане, Пергамский алтарь спереди открывался ве­личественной лестницей. Высокое основание подиумов (прямоугольная платформа с лестницей), расположенных буквой «П», украшал большой горельефный фриз, расположенный не на антаблементе, как обычно, а на цоколе здания. Фриз изобра­жал борьбу богов и гигантов, и ступени, по которым поднимались наверх к жерт­веннику, служили также опорой каменным участникам яростной битвы. Все соо­ружение увенчивалось ионическим портиком. В центре открытого прямоугольного пространства находился жертвенный алтарь.

Борьба олимпийцев с гигантами описывается в «Теогонии» Гесиода, где рассказывается, что могучая благодатная земля - Гея породила могучих грозных титанов, циклопов с одним глазом посреди лба и гекатонхейров - сторуких чудовищ с пятьюдесятью головами. Уран возненавидел своих детей и заключил их в недра земли. По наущению матери младший ти­тан Кронос оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его плодовитость, и занял место вер­ховного бога. Опасаясь узурпации своей власти, Кронос повелел жене Рее приносить ему родившихся детей и проглатывал их. Новорожденного Зевса Рея спрятала у нимф на остро­ве Крит, а Кроносу дала проглотить камень. Зевс вырос, возмужал, восстал против отца и заставил вернуть на свет проглоченных братьев и сестер. Водворившись на Олимпе, он на­чал борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Борьба длилась десять лет, пока на помощь олимпийцам не пришли сторукие. Побежденные титаны были низвергнуты в Тар­тар, где их стражами стали гекатонхейры.

Пристрастие к колоссам Афины и Зевса отмечалось у греков еще в период вы­сокой классики и особенно проявилось в эпоху эллинизма. Наиболее широкую из­вестность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отлича­лись не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань


острова Родоса мастером Харесом была возве­дена знаменитая статуя бога Гелиоса высотой 37 м - Колосс Родосский, одно из «семи чудес све­та». К родосской же школе относят «Лаокоона», скульптурную группу «Фарнезский бык» и из­вестные лишь по описанию натуралистические композиции «Ослепление Полифема» и «Ко­рабль Одиссея», которые размещались в есте­ственной пещере, где сделанный из мрамора в натуральную величину корабль с пассажирами отражался в специально вырытом водоеме.

Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержи­мое стремление вперед. Величайшим шедевром эллинистического искусства в плане передачи движения явилась статуя Ники Самофракийской, принадлежащая родосскому скульптору Харесу, который изобразил крылатую Нику в момент ее приземления на нос корабля. И прихотливые за­вихрения одежды, и мощные распахнутые кры­лья создают впечатление только что завершив­шегося вихревого полета. В правой руке Ники была зажата труба, звучанием которой она воз­вещала морскую победу греков.

Экспрессивность движения и острота ситу- ХвреСш Ника самофракийская.

апии Стали альфой И Омегой ЭЛЛИНИСТИЧеСКОЙ Мрамор. Лувр. Париж

скульптуры. То, что в период классики считалось

дурным тоном, в эпоху эллинизма ставилось во главу угла. Практически о любой скульптуре, созданной в этот период, можно сказать, что она наполнена внутрен­ней экспрессией, динамикой и что она определяет кульминационный момент дей­ствия. Миф об Афине и Марсии был представлен, в отличие от статуй Мирона, в его заключительной сцене: привязанный к дереву самонадеянный Марсий и точа­щий нож раб-палач.

Но, пожалуй, самым характерным для эллинизма скульптурным произведением явился «Лаокоон» великого Агесандра, дошедший до нас в римских копиях.

Лаокоон был жрецом бога Аполлона в Трое и отговаривал троянцев ввозить в город огромного деревянного коня, найденного в стане якобы уплывших из-под стен Трои греков. Он считал, и совершенно справедливо, что в коне находятся греческие воины. В тот момент, когда он предсказывал троянцам гибель от коня, в море появились два чудовищных змея, стремительно плывущих к берегу. В ужасе разбежались троянцы, а змеи обвили Лаокоона и двух его сыновей и задушили их.

Не исключено, что римский поэт Вергилий, создавая в «Энеиде» сцену гибели Лаокоона, вспоминал свое впечатление от виденной им статуи, настолько описание и памятник близки друг другу:

...(змеи) уверенным ходом

К Лаокоону ползут. И, сначала несчастные члены

Двух сыновей оплетая, их заключают в объятья

Каждая и разрывают укусами бедное тело.

После его самого, что спешит на помощь с оружьем,


Петлями вяжут, схватив великими. Вот уже дважды, Грудь его окружив и дважды чешуйчатым телом Шею, над ним восстают головой и гребнем высоким. Он и пытается тщетно узы расторгнуть руками, Черным ядом облит и слюной по священным повязкам, И одновременно вопль ревущий бросает к светилам.

Вместе с тем в эпоху эллинизма получила развитие довольно безликая декора­тивная скульптура, изображающая Афродит, которых только по атрибутам (амур на дельфине) можно было не спутать с хорошо сложенной гречанкой. Самыми выдаю­щимися из них были Афродита Милосская, изваянная великим Агесандром, и Аф­родита Медичи работы Клеомена. Академизмом, бездушным подражанием класси­ческим формам отличались также статуи Лисиппа и Леохара.

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и работал в бронзе. Если верить источникам, он был необычайно плодовитым и изготовил 1500 скульптур. Причем тематика была самая разнообразная: портретные бюсты Алек­сандра Великого, персонажи мифологии, атлеты, герои, а также его знаменитые кони, украшающие теперь собор св. Марка в Венеции.

Леохар искал красоту в формах прошлого, его идеалом были гармоничные об­разы классики. Но попытки слепо копировать классические идеалы породили те­атральность и позу. Аполлон Бельведерский и Артемида Версальская с ланью по­добны актерам, выступающим в высокой трагедии.

Небывалых высот достигло искусство глиптики - резьбы на драгоценных и по­лудрагоценных камнях (см. цв. вкл.). Создавались роскошные геммы с врезанны­ми изображениям - инталия и выпуклыми - камея. Мастера, снимая слой за слоем, работали над такой геммой почти всю жизнь, и часто работа передавалась из поко­ления в поколение. Самой знаменитой является камея Гонзага, созданная в Египте при Птоломеях в III в. до н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: