Искусство империи Адриана

При Адриане, преемнике Траяна, империя уже не завоевывала, а обороня­лась. Императору же надо было создавать видимость благополучия и процве­тания империи. Неслучайно поэтому Адриан в своей художественной поли­тике ориентировался на возвышенное и величественное искусство Греции времени Перикла. Именно высокая классика наложила отпечаток на архитекту­ру этой поры. После Октавиана Августа это была вторая такая волна в римском искусстве. Разносторонне образованный человек - поэт, архитектор, поклонник искусств, Адриан стремился во всем следовать эллинским обычаям. Он и наибо­лее интенсивное строительство вел в Греции, бывшей тогда римской провинци­ей. Воздвигались триумфальные арки, колоссальные по величине, театры и храмы, акведуки, новые жилые кварталы.

Самым грандиозным сооружением стал храм Зевса Олимпийского общей пло­щадью более 3000 кв. м. Его украшали стройные колонны коринфского ордера. Неподалеку от храма была возведена арка Адриана, служившая как бы ворота­ми во вновь построенные кварталы города. Поставлена она была с таким расче­том, что если смотреть от храма на Акрополь, то древняя святыня греков - Парфе­нон - оказывалась как бы в ее обрамлении. На верхней части арки со стороны старых районов Афин было написано: «Это город Тезея», а с другой: «Это город Адриана».

Близ Акрополя был построен колоссальный театр Одеон. Полукруглое в плане здание было очень нарядным: фасад представлял собою трехэтажную аркаду, в ее


нишах стояли статуи, плиты разноцветного мрамора облицовывали орхестру и сте­ны; вели к театру крытые проходы со статуями и светильниками.

В Риме до сего дня сохранился «храм всех богов» - Пантеон, одно из самых замечательных сооружений того времени. Первое здание Пантеона было по­строено в 27 г. до н.э. зятем Августа - Марком Агриппой в ознаменование вы­боров его консулом в третий раз. Это было зафиксировано на фризе: M(arcus) Agrippa L(uci) F(ilius) Co(n)s(ul) Tertium Fecit, что означает «Марк Агриппа, сын Луция, Консул третий, сделал». От здания сохранился обширный портик, состо­ящий из колонн серого и красного гранита. Почти полностью уничтоженный во время пожара, храм был восстановлен при Адриане, правда, в значительно из­мененном виде. Массивный кирпичный блок соединил портик с ротондой - ги­гантским цилиндром, толщина стен которого 6 м. Пантеон был построен с уче­том особенности римских круглых храмов времен республики, состоявшей в сочетании круговой композиции и продольной оси, которая подчеркивалась сильно выступающим портиком и нишей со статуей Юпитера с противополож­ной от входа стороны. Освещался храм через отверстие в куполе, представляв­шем собою истинный шедевр инженерного искусства. Он имел форму полу­сферы и создавался целиком на деревянном каркасе путем последовательного наслоения горизонтальных пластов бетона с заполнением их кирпичным щеб-неми пемзой. Верхняя зона купола с отверстием 10 м в диаметре была целиком сложена из пемзобетона.

Много путешествовавший по провинциям Адриан построил в Тиволи, близ Рима, виллу, представлявшую собой своеобразный ансамбль греческих, римских, восточных памятников, напоминавших ему о поездках.

Многочисленные квадратные и круглые портики храмов, аркады, водоемы и ван­ны, островки зелени и цветники были очень живописны и свидетельствовали об изысканном, изощренном вкусе их создателя.

В последние годы правления Адриана на возвышенном берегу Тибра возвели его мавзолей - цилиндр из бетона, к которому вел мост через Тибр, украшенный статуя­ми. Мавзолей венчали отлитые из бронзы сосновая шишка, символ животворящей силы, и павлины, символизирующие бессмертие.

В скульптуре того периода очевидно сильное подражание древнегреческим па­мятникам. Причем пристальное внимание уделялось прежде всего академическому, формальному их повторению. Неизбежно поэтому естественность и выразитель­ность греческих образов трансформировались в холодную правильность и жест­кость линий скульптур времени Адриана. Наиболее известной скульптурой того пе­риода является голова Антиноя - фаворита Адриана, утонувшего при загадочных обстоятельствах в Ниле и обожествленного после смерти. Ангиной изображался в виде Диониса и стал в искусстве символом юношеской красоты. При заметном подражании образам Праксителя, живым и органичным, в скульптурном портре­те Антиноя проступило чисто римское пристрастие к монументальности, жестко­сти изображения: резко подчеркнута грань между волосами и лбом, резко очерчены губы, резкими линиями обозначены свисающие локоны. Эффекту жесткости спо­собствовал контраст теневых и освещенных частей, а также виртуозная обработка материала: поверхность мрамора тщательно заглаживалась, затем отполировыва­лась так сильно, что приобретала блеск драгоценного камня.

Искусство первой половины царствования Адриана еще воплощало идеи мо­гучей процветающей империи. К концу его правления в искусстве обозначились совсем иные настроения, наметился интерес к переживаниям человека, его внут­реннему миру. Бывало, что произведение носило явно пессимистический харак-


тер, что выражено как нельзя лучше в одном из стихотворений, написанных са­мим императором:

Душа странствующая и ласкающая, пока ты была спутницей и гостьей тела. В какие страны ты отправишься теперь, оцепенелая, нагая, покрытая смертельной бледностью? Все твои шутки пришли к концу.

Подобного рода раздумья с особенной силой проявились в искусстве второй по­ловины II в. н.э. в период правления Антонинов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: