Развитие средневекового искусства в Западной Европе началось с примитивных форм, поскольку варварские народы не могли воспринимать античные традиции в силу своей враждебности Древнему Риму, с одной стороны, и в силу совершенно иного уровня собственной художественной культуры - с другой.
И хотя античные традиции не угасли сразу, их влияние не было определяющим даже на территории бывшей Римской империи. Внешне постройки римлян напоминала гробница остготского короля Теодориха в Равенне. Это центрическое двухэтажное здание, десятиугольное в нижнем ярусе и круглое во втором, производило впечатление приземистости и тяжести. Особенностью постройки являлось необычное перекрытие, не имеющее аналогов и представляющее собой выдолбленный наподобие купола камень. Римская конструкция купола оказалась для варваров недоступной.
Церковь Сен-Жермен де Пре. Париж |
Интенсивная христианизация Европы в VI-VII вв. вызвала повсеместное строительство церквей, в большинстве своем базиликального типа. Напомним, что базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри колоннадой на три или пять частей, называемых нефами (кораблями). И сама церковь уподоблялась кораблю. Перекрытие делали плоским из дерева, а в качестве опор использовали колонны, нередко перенесенные из античных зданий. Средний неф обычно был выше и шире боковых. В верхней части его стен имелись окна. Вход в базилику был на одной из ее узких сторон - западной. Напротив входа средний неф заканчивался апсидой. Арка, соединяющая апсиду с центральным нефом, называлась триумфальной, за ней располагался алтарь. В апсиду прихожане не допускались. Вся алтарная часть в средневековой церкви называлась хором, поскольку во время богослужений в восточной части храма находился хор певчих. С ростом и расслоением христианской общины, увеличением числа духовенства, усложнением обряда богослужения возникла необходимость разграничить пространство храма. Между апсидой и нефом появился трансепт - поперечный неф. Несколько выступая за пределы основной части здания, он придавал церкви форму латинского креста. Автор старинной хроники, рассказывая о постройке в VI в. церкви Сен-Жермен де Пре в Париже, утверждал, что форма креста была придана ей, дабы положить в основу храма важнейший христианский символ.
|
|
В V-VIII вв. зодчими меровингской Франции (Меровинги - первая династия франкских королей) были введены и другие новшества в церковные здания. В восточной части храма пол приподняли и образовали подземное помещение - крипту, являющуюся погребальной церковью. Крипта с захоронением святого находилась значительно ниже уровня пола, но своды ее возвышались над ним, составляя основание для хора. Над перекрестием центрального нефа и трансепта появился тибурий - шатровая башня с окнами. Таким образом, вертикальный разрез церковного пространства на уровне алтаря тоже оказывался в плане крестом. При входе в базилику с западной стороны оформилось небольшое поперечное помещение в виде закрытой галереи - нартекс, где могли находиться лица, не имеющие права входить в храм во время богослужения, и куда со временем перенесли крестильную купель. Возле церкви ставили башни, служившие колокольнями, либо специальные постройки для крещения - баптистерии. Со временем башни слились со зданием, оформив западный конец базилики.
|
|
Особенности архитектуры базиликального храма не позволяли охватить всю роспись единым взглядом. Поэтому в центральном нефе, над колоннадой, по на-