Дороманское искусство

Развитие средневекового искусства в Западной Европе началось с примитивных форм, поскольку варварские народы не могли воспринимать античные традиции в силу своей враждебности Древнему Риму, с одной стороны, и в силу совершенно иного уровня собственной художественной культуры - с другой.

И хотя античные традиции не угасли сразу, их влияние не было определяю­щим даже на территории бывшей Римской империи. Внешне постройки римлян напоминала гробница остготского короля Теодориха в Равенне. Это центрическое двухэтажное здание, десятиугольное в нижнем ярусе и круглое во втором, произ­водило впечатление приземистости и тяжести. Особенностью постройки являлось необычное перекрытие, не имеющее аналогов и представляющее собой выдолб­ленный наподобие купола камень. Римская конструкция купола оказалась для варваров недоступной.


Церковь Сен-Жермен де Пре. Париж

Интенсивная христианизация Ев­ропы в VI-VII вв. вызвала повсеме­стное строительство церквей, в боль­шинстве своем базиликального типа. Напомним, что базилика представля­ет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри колонна­дой на три или пять частей, называе­мых нефами (кораблями). И сама церковь уподоблялась кораблю. Пе­рекрытие делали плоским из дерева, а в качестве опор использовали колон­ны, нередко перенесенные из антич­ных зданий. Средний неф обычно был выше и шире боковых. В верх­ней части его стен имелись окна. Вход в базилику был на одной из ее узких сторон - западной. Напротив входа средний неф заканчивался апсидой. Арка, соединяющая апсиду с цент­ральным нефом, называлась триум­фальной, за ней располагался алтарь. В апсиду прихожане не допускались. Вся алтарная часть в средневековой церкви называлась хором, поскольку во время богослужений в восточной части храма находился хор певчих. С ростом и расслоением христианской общины, увеличением числа духовенства, усложнением обряда богослужения возникла необходимость разграничить про­странство храма. Между апсидой и нефом появился трансепт - поперечный неф. Несколько выступая за пределы основной части здания, он придавал церкви фор­му латинского креста. Автор старинной хроники, рассказывая о постройке в VI в. церкви Сен-Жермен де Пре в Париже, утверждал, что форма креста была придана ей, дабы положить в основу храма важнейший христианский символ.

В V-VIII вв. зодчими меровингской Франции (Меровинги - первая династия франкских королей) были введены и другие новшества в церковные здания. В вос­точной части храма пол приподняли и образовали подземное помещение - крипту, являющуюся погребальной церковью. Крипта с захоронением святого находилась значительно ниже уровня пола, но своды ее возвышались над ним, составляя ос­нование для хора. Над перекрестием центрального нефа и трансепта появился тибурий - шатровая башня с окнами. Таким образом, вертикальный разрез цер­ковного пространства на уровне алтаря тоже оказывался в плане крестом. При входе в базилику с западной стороны оформилось небольшое поперечное поме­щение в виде закрытой галереи - нартекс, где могли находиться лица, не имеющие права входить в храм во время богослужения, и куда со временем перенесли кре­стильную купель. Возле церкви ставили башни, служившие колокольнями, либо специальные постройки для крещения - баптистерии. Со временем башни слились со зданием, оформив западный конец базилики.

Особенности архитектуры базиликального храма не позволяли охватить всю роспись единым взглядом. Поэтому в центральном нефе, над колоннадой, по на-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: