правлению к алтарю, помещали библейские сюжеты, располагая их в той же последовательности, что и в Священном Писании. Однако в выборе сюжетов не было строго установленного канона. Главный акцент делался на росписи триумфальной арки и центральной апсиды. На триумфальной арке живописцы предпочитали изображать ангелов, апостолов, аллегорические фигуры. В апсиде помещали изображение Христа в «славе», реже - фигуру Богоматери.
Здания светского характера, которые строили в период раннего средневековья из дерева и других непрочных материалов, бесследно исчезли. Художественное творчество варварских народов наиболее полно представлено предметами прикладного искусства (ларцы, чаши, кубки) и ювелирными изделиями (пряжки, подвески, фибулы - застежки на плаще, браслеты, ожерелья). В его развитии прослеживается несколько стадий. Первоначально получил распространение так называемый филигранный стиль. Металлические изделия украшали нанесенными на поверхность тонкими золотыми или серебряными нитями, зернью1. В период «великого переселения народов» в Европу с Востока был принесен многоцветный полихромный стиль. Серебряные и золотые изделия полихромного стиля в изобилии украшались вставками из эмали, цветного стекла, драгоценными камнями, которые помещались в виде кабошонов2 или шлифованных пластинок между золотыми перегородками причудливого узора.
|
|
Мастера полихромного стиля извлекали художественный эффект из природных свойств материала - блеска золота, свечения камней, что сообщало стилизованным изображениям птиц и животных характер магического знака. Это было созвучное пели варварского искусства VI—VIII вв. - не только украсить, но и охранить человека от враждебных ему сил. Излюбленными мотивами являлись
1 Зернь - мелкие золотые и серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное изделие.
2 Кабошон - форма обработки камня с приданием ему округлой выпуклой поверхности.
силуэты птиц, зверей, различных чудовищ, демонов, в образах которых причудливо переплелись древние языческие верования и христианское представление о греховном начале в мире.
Орнаменты, состоящие из бесконечного плетения линий, среди которых внезапно возникали то птичья, то звериная лапа, то голова, то крыло, то оскаленная морда хищника, то звероподобный лик, почти сплошь покрывали любую свободную поверхность, архитравы порталов, алтарные преграды, спинки и подлокотники деревянных скамей. Такой декор получил название абстрактного звериного орнамента. Его широко использовали также при украшении рукописей.
Книгам всегда придавалось очень большое значение в христианском искусстве. Для христиан книга была символом Божественного завета, и недаром Иисус всегда изображался с кодексом либо свитком в руках. Поэтому все религиозные рукописи украшались очень богато, и в этом плане книга VII-VIII вв. сильно отличалась от античной. В античной рукописи текст и орнамент были четко разграничены. Текст писали предельно простым шрифтом, иллюстрации располагались либо на отдельных листах, либо на специально оставленных пустых местах в колонках текста. В рукописях раннего средневековья плетения орнаментов, стилизованные изображения животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклинивались между строчками. Буквы приобрели изящные завитки, и сама линия - строка - походила на орнамент. Наиважнейшее внимание уделялось инициалу - заглавной букве. В античной рукописи заглавная буква отличалась от остальных только размером, в рукописях раннего средневековья инициалы стали важным декоративным элементом, заполняющим половину, а иногда и целую страницу. Сначала это было изображение в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного, затем появились более сложные композиции на темы Ветхого или Нового завета.
|
|
Расцвеченная яркими красками, изукрашенная причудливым узором, заключенная в роскошный оклад из слоновой кости или металла с вставками из эмали и драгоценных камней, средневековая рукопись сама являлась драгоценностью. Тем более что и переписка книг была делом кропотливым и трудоемким. Поскольку грамотность в те времена была распространена главным образом среди духовенства, именно монастыри, церковные библиотеки и скриптории были местом хранения и создания рукописей. Здесь хранились не только религиозные книги, но и сочинения древних авторов по медицине, астрономии, астрологии, описания земли, флоры, фауны, путешествий. Таким образом, античная наука, поэзия, философия, хотя и в урезанном, а подчас и искаженном виде, все-таки становились достоянием средневековья.
«Каролингское Возрождение»
Государство франков, возникшее в V в. в северо-восточной части современной Франции, достигло небывалых размеров благодаря правителю Карлу Великому (768-814 гг.). Успешные сражения с арабами укрепили его могущество и престиж. Под его властью находились многочисленные народности романо-германского мира, объединенные христианством. В 800 г. Карл Великий короновался в Риме императорской короной. Теперь романо-германский мир, объединенный не только христианством, но и императорской властью Карла, окончательно обособился от Византии и стал самостоятельным государством. Так возникла Священная Римская империя со столицей в Аахене, которая включала в себя современную Францию, южную и западную Германию, Бельгию, Голландию, среднюю и северную Италию, северную Испанию.
Средневековая культура каролингского периода, получившая впоследствии название «каролингское Возрождение», поскольку ориентирована была на античную римскую культуру, несла на себе ярко выраженный отпечаток античности. Но обращение к античности означало не разрыв с церковью, а, наоборот, стремление использовать все, что возможно, в интересах феодальной идеологии. Развитие искусства шло в основном по трем ключевым направлениям: храмовое строительство, монастырское строительство и создание книг.
Немалую роль в строительном искусстве сыграло приобщение франков к античной цивилизации во время их походов в Равенну и Рим. Наиболее известным примером подражания античному образцу стала капелла в Аахене, которая являлась частью дворцового комплекса, возведенного Карлом Великим в императорской резиденции. Капелла имела много общего с раннехристианской церковью св. Виталия в Равенне. Как и равеннский храм, она представляла собой центрическое сооружение, имеющее в основании восьмиугольник с высокой средней частью и более низким обходом. Для ее отделки и отделки дворца были вывезены колонны и облицовочные материалы из равеннского дворца Тео-дориха Великого, сооруженного в античных традициях. Некогда капелла славилась как одно из красивейших зданий «каролингского Возрождения». Вторым сохранившимся с тех пор центрическим сооружением является церковь Жерми-нъи де Пре близ Орлеана, принадлежавшая епископу Теодульфу, самому влиятельному представителю духовенства при дворе Карла Великого. Эта церковь в плане представляла собой квадрат с примыкающими к нему с четырех сторон апсидами; внутри она была богато декорирована роскошными мозаиками на темы Ветхого и Нового завета.
|
|
При Карле Великом и его преемниках особенно большой размах приобрело монастырское строительство, связанное с ростом могущества монастырей и их влиянием в империи. Монастырские школы готовили не только лиц духовного звания, но и кадры имперской администрации, дипломатов, ученых, историографов, писателей.
Монастырские комплексы IX в. представляли собой целые поселки с домом настоятеля, школой, госпиталем, гостиницей, кухней, пекарней, пивоварней, мельницей, конюшней, амбарами, ремесленными мастерскими, кладбищем. Их планировка, ставшая основой для всего последующего монастырского строительства, имела регулярный характер: пересекающиеся под прямым углом дороги, выложенные плитами, образовывали участки для строительства зданий, удаленность которых от монастырской церкви зависела от их функционального назначения.
Центром монастырской жизни был храм - базилика, имеющая апсиды с обеих сторон. Подобные базилики стали типичными для каролингского монастырского зодчества. В них сливались как бы несколько храмов, каждая апсида имела алтарь, посвященный своему святому. Главные входы располагались либо на западном фасаде по сторонам апсиды, либо на боковых фасадах. К трансептам пристраивали ризницу и библиотеку со скрипторием. Центром монастырской жизни являлся клуатр - обнесенный крытой галереей дворик с водоемом наподобие античного атриума, но расположенный у южной стены церкви. С востока к нему примыкали зал капитула (совет духовных лиц) и спальни монахов, с юга - трапезная, с запада -складские помещения.
|
|
Огромное значение в эпоху Карла Великого уделялось живописи в церквах. В императорском указе говорилось, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может уз-
нать из книг». Росписи располагались в традиционной для базиликального храма последовательности: над аркадами центрального нефа, на триумфальной арке и в центральной апсиде.
Но IX век был временем расцвета и светской монументальной живописи. В этот период были созданы целые циклы исторических фресок, покрывавших стены королевских дворцов. В старинных рукописях содержится свидетельство о том, что в Ингельсхейме, резиденции Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, на стенах его апартаментов были изображены подвиги Кира, Александра Македонского, каролингских королей, деяния римских императоров. Во дворце епископа Теодульфа в Жерминьи де Пре были представлены аллегории времен года, наук, искусств.
Карл несомненно был личностью выдающейся, властелином, понимавшим необходимость просвещения. В школе, основанной им, дети вельмож учились вместе с его детьми поэзии, риторике, диалектике, астрономии. Сам Карл тоже посещал классы, он владел латинским и греческим языками. Как свидетельствует его современник и биограф, историк и зодчий Эйнгард. Карл страстно желал научиться писать и для этого «возил с собой на постели под подушкой дощечки и листки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно».
В империи Каролингов созданию книг, как религиозных, так и светского содержания, придавалось очень большое значение. Благодаря использованию единообразного упрощенного шрифта - каролингского минускула - книга была доступной для чтения. В оформлении рукописи декоративный принцип сочетался с иллюстративным. Орнаментированный декор на полях, огромные инициалы перестали
быть единственным украшением книги. Иллюстрации, почти совершенно отсутствующие в рукописях меровингской Франции, вновь начали украшать книги, воспроизводя раннехристианские и византийские образцы. Книги по-прежнему создавались в монастырских скрипториях, и в связи с возросшим спросом на них в империи было образовано несколько крупных центров изготовления манускриптов. В каждом центре сложились свои художественные приемы.
Отличительнойособенностью тжитпри-дворной школы Карла Великого являлась пурпурная окраска страниц, наличие орнамента, роскошные иллюстрации с оби-лиемзолота. Иллюстрацииограничивались почти исключительно изображением евангелистов - величавых мужей в античных тогах с книгой и пером в руках. Торжественно восседая на троне, на фоне античных строений, они либо демонстрировали открытую книгу Священного Писания, либо, подняв руку, произносили проповедь. Над
Евангелист Матфей. Евангелие Эбо. Ж ГОЛОВами, В нише арки, помещались СИМ-
Библиотека. Эперне волы - ангел, лев, телец, орел (см. цв. вкл.).
Придворная школа Карла Великого носила также название «школа Годе-скалъка», или «школарукописи Ады», по условному наименованию важнейших рукописей, созданных здесь.
Страница Утрехтской псалтыри. Фрагмент. Библиотека университета. Утрехт |
Для Реймсской школы были характерны, прежде всего, простота декоративного оформления листа и свободное размещение фигур в пространстве. В иллюстрациях не было ни ниш, ни орнамента, ни пышной архитектуры. Графическая манера исполнения предполагала передачу движения, естественного динамичного перемещения фигуры в пространстве. Живописное пятно, преобладающее над контуром в «школе рукописиАды», в Реймсскойшколе почти вытеснилось беспокойной, вибрирующей линией. Самым выдающимся памятником каролингской миниатюры, занимающим особое место среди рукописей Реймсской школы, явилась Утрехтская псалтырь, вызвавшая огромное число подражаний, особенно в Англии. Утрехтская псалтырь - рукопись, не содержащая живописных миниатюр. Ее иллюстрации представляют собой перьевые беглые рисунки без рамок, прямо на страницах с текстом, сделанные коричневой тушью. Причем, поскольку псалмы и молитвы не имеют связного сюжета, художник иллюстрировал отдельные слова, понятия, метафоры, вызвавшие у него ту или иную ассоциацию. Такая буквальная интерпретация текста обусловила наличие в религиозной книге массы бытовых светских мотивов. Так, например, слово «сон» в тексте сопровождалось изображением трех кроватей со спящими людьми, фраза «Я был как тягловое животное» - изображением кобылы с жеребенком. При всей беглости рисунка и едва намеченных штрихами холмов, деревьев, пещер художник на редкость точно передает детали: отдернутую занавеску в маленьком домике, приоткрытую дверь храма, спадающие мягкими складками, словно невесомые, одеяния ангела.
Самое поразительное в иллюстрациях Утрехтской псалтыри - их необычайная динамика и передача малейших оттенков настроения. Словно подхваченные ветром, несутся, едва касаясь земли, воины, путники, ангелы; с нетерпением скачут вокруг охотников собаки; взмывают в небо соколы; готовы сорваться в полет разгоряченные резвые скакуны.
В Турской школе впервые в книжной миниатюре стали создаваться повествовательные иллюстративные циклы, занимавшие ранее скромное место на полях или внутри инициала. Наряду с иллюстрациями из Ветхого и Нового завета в рукописях Турской школы встречались изображения каролингских монархов. Лишенные какого-либо портретного сходства, величественные и отрешенные, они являлись своеобразным символом королевской власти. В Библии Карла Лысого и в Евангелии Лотаря, самых замечательных памятниках Турской школы, представлены миниатюры, на которых изображены эти властелины.
Миниатюра из Библии Карла Лысого представляет сцену поднесения королю изготовленной для него рукописи. Кроме ценного исторического свидетельства о
том времени, миниатюра служит примером перехода к принципиально новому построению композиции, ставшему основным в изобразительном искусстве средневековья. Во-первых, фигура короля, помещенная на втором плане, значительно больше остальных - таким способом выражена идея иерархии, ставшая определяющей как в светском, так и в религиозном искусстве средневековья. Во-вторых, монахи (фигуры первого плана) расположены ниже короля и его телохранителей (фигуры второго плана) и при ракурсе сверху должны были быть показаны укороченными, чего в миниатюре нет. Такое нарушение пространственной среды и размещение различных пространственных планов не друг за другом, а друг над другом стало второй стилевой особенностью средневекового изобразительного искусства. Каролингская культура оказалась недолговечной. Громадное государство Карла Великого могло держаться лишь благодаря его силе и энергии. Сын его и преемник Людовик Благочестивый не отличался ни талантом, ни волей отца, что замечательно отражено в эпосах «Коронование Людовика» и «Нимская телега». После его смерти началась «война трех братьев», закончившаяся разделом монархии Карла. В 40-х годах IX в. империя Каролингов перестала существовать.