Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. Равенна

правлению к алтарю, помещали библейские сюжеты, располагая их в той же после­довательности, что и в Священном Писании. Однако в выборе сюжетов не было строго установленного канона. Главный акцент делался на росписи триумфаль­ной арки и центральной апсиды. На триумфальной арке живописцы предпочитали изображать ангелов, апостолов, аллегорические фигуры. В апсиде помещали изоб­ражение Христа в «славе», реже - фигуру Богоматери.

Здания светского характера, которые строили в период раннего средневеко­вья из дерева и других непрочных материалов, бесследно исчезли. Художествен­ное творчество варварских народов наиболее полно представлено предметами прикладного искусства (ларцы, чаши, кубки) и ювелирными изделиями (пряж­ки, подвески, фибулы - застежки на плаще, браслеты, ожерелья). В его развитии прослеживается несколько стадий. Первоначально получил распространение так называемый филигранный стиль. Металлические изделия украшали нанесенны­ми на поверхность тонкими золотыми или серебряными нитями, зернью1. В пери­од «великого переселения народов» в Европу с Востока был принесен многоцвет­ный полихромный стиль. Серебряные и золотые изделия полихромного стиля в изобилии украшались вставками из эмали, цветного стекла, драгоценными камня­ми, которые помещались в виде кабошонов2 или шлифованных пластинок между золотыми перегородками причудливого узора.

Мастера полихромного стиля извлекали художественный эффект из природ­ных свойств материала - блеска золота, свечения камней, что сообщало стилизо­ванным изображениям птиц и животных характер магического знака. Это было созвучное пели варварского искусства VI—VIII вв. - не только украсить, но и ох­ранить человека от враждебных ему сил. Излюбленными мотивами являлись

1 Зернь - мелкие золотые и серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное изделие.

2 Кабошон - форма обработки камня с приданием ему округлой выпуклой поверхности.


силуэты птиц, зверей, различных чудовищ, демонов, в образах которых причуд­ливо переплелись древние языческие верования и христианское представление о греховном начале в мире.

Орнаменты, состоящие из бесконечного плетения линий, среди которых вне­запно возникали то птичья, то звериная лапа, то голова, то крыло, то оскаленная морда хищника, то звероподобный лик, почти сплошь покрывали любую свободную поверхность, архитравы порталов, алтарные преграды, спинки и подлокотники де­ревянных скамей. Такой декор получил название абстрактного звериного орнамен­та. Его широко использовали также при украшении рукописей.

Книгам всегда придавалось очень большое значение в христианском искусстве. Для христиан книга была символом Божественного завета, и недаром Иисус всегда изображался с кодексом либо свитком в руках. Поэтому все религиозные рукописи украшались очень богато, и в этом плане книга VII-VIII вв. сильно отличалась от античной. В античной рукописи текст и орнамент были четко разграничены. Текст писали предельно простым шрифтом, иллюстрации располагались либо на отдель­ных листах, либо на специально оставленных пустых местах в колонках текста. В рукописях раннего средневековья плетения орнаментов, стилизованные изображе­ния животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклинивались между строч­ками. Буквы приобрели изящные завитки, и сама линия - строка - походила на орна­мент. Наиважнейшее внимание уделялось инициалу - заглавной букве. В античной рукописи заглавная буква отличалась от остальных только размером, в рукописях раннего средневековья инициалы стали важным декоративным элементом, запол­няющим половину, а иногда и целую страницу. Сначала это было изображение в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного, затем появились более сложные композиции на темы Ветхого или Нового завета.

Расцвеченная яркими красками, изукрашенная причудливым узором, заклю­ченная в роскошный оклад из слоновой кости или металла с вставками из эма­ли и драгоценных камней, средневековая рукопись сама являлась драгоценно­стью. Тем более что и переписка книг была делом кропотливым и трудоемким. Поскольку грамотность в те времена была распространена главным образом сре­ди духовенства, именно монастыри, церковные библиотеки и скриптории были местом хранения и создания рукописей. Здесь хранились не только религиоз­ные книги, но и сочинения древних авторов по медицине, астрономии, астроло­гии, описания земли, флоры, фауны, путешествий. Таким образом, античная нау­ка, поэзия, философия, хотя и в урезанном, а подчас и искаженном виде, все-таки становились достоянием средневековья.

«Каролингское Возрождение»

Государство франков, возникшее в V в. в северо-восточной части современной Франции, достигло небывалых размеров благодаря правителю Карлу Великому (768-814 гг.). Успешные сражения с арабами укрепили его могущество и престиж. Под его властью находились многочисленные народности романо-германского мира, объединенные христианством. В 800 г. Карл Великий короновался в Риме императорской короной. Теперь романо-германский мир, объединенный не толь­ко христианством, но и императорской властью Карла, окончательно обособился от Византии и стал самостоятельным государством. Так возникла Священная Рим­ская империя со столицей в Аахене, которая включала в себя современную Фран­цию, южную и западную Германию, Бельгию, Голландию, среднюю и северную Италию, северную Испанию.


Средневековая культура каролингского периода, получившая впоследствии название «каролингское Возрождение», поскольку ориентирована была на антич­ную римскую культуру, несла на себе ярко выраженный отпечаток античности. Но обращение к античности означало не разрыв с церковью, а, наоборот, стрем­ление использовать все, что возможно, в интересах феодальной идеологии. Раз­витие искусства шло в основном по трем ключевым направлениям: храмовое строительство, монастырское строительство и создание книг.

Немалую роль в строительном искусстве сыграло приобщение франков к античной цивилизации во время их походов в Равенну и Рим. Наиболее извест­ным примером подражания античному образцу стала капелла в Аахене, кото­рая являлась частью дворцового комплекса, возведенного Карлом Великим в императорской резиденции. Капелла имела много общего с раннехристиан­ской церковью св. Виталия в Равенне. Как и равеннский храм, она представля­ла собой центрическое сооружение, имеющее в основании восьмиугольник с вы­сокой средней частью и более низким обходом. Для ее отделки и отделки дворца были вывезены колонны и облицовочные материалы из равеннского дворца Тео-дориха Великого, сооруженного в античных традициях. Некогда капелла слави­лась как одно из красивейших зданий «каролингского Возрождения». Вторым сохранившимся с тех пор центрическим сооружением является церковь Жерми-нъи де Пре близ Орлеана, принадлежавшая епископу Теодульфу, самому влия­тельному представителю духовенства при дворе Карла Великого. Эта церковь в плане представляла собой квадрат с примыкающими к нему с четырех сторон апсидами; внутри она была богато декорирована роскошными мозаиками на темы Ветхого и Нового завета.

При Карле Великом и его преемниках особенно большой размах приобрело монастырское строительство, связанное с ростом могущества монастырей и их влиянием в империи. Монастырские школы готовили не только лиц духовного звания, но и кадры имперской администрации, дипломатов, ученых, историогра­фов, писателей.

Монастырские комплексы IX в. представляли собой целые поселки с до­мом настоятеля, школой, госпиталем, гостиницей, кухней, пекарней, пивовар­ней, мельницей, конюшней, амбарами, ремесленными мастерскими, кладбищем. Их планировка, ставшая основой для всего последующего монастырского строи­тельства, имела регулярный характер: пересекающиеся под прямым углом до­роги, выложенные плитами, образовывали участки для строительства зданий, удаленность которых от монастырской церкви зависела от их функционального на­значения.

Центром монастырской жизни был храм - базилика, имеющая апсиды с обеих сторон. Подобные базилики стали типичными для каролингского монастырского зодчества. В них сливались как бы несколько храмов, каждая апсида имела алтарь, посвященный своему святому. Главные входы располагались либо на западном фа­саде по сторонам апсиды, либо на боковых фасадах. К трансептам пристраивали ризницу и библиотеку со скрипторием. Центром монастырской жизни являлся клу­атр - обнесенный крытой галереей дворик с водоемом наподобие античного атри­ума, но расположенный у южной стены церкви. С востока к нему примыкали зал капитула (совет духовных лиц) и спальни монахов, с юга - трапезная, с запада -складские помещения.

Огромное значение в эпоху Карла Великого уделялось живописи в церквах. В императорском указе говорилось, что «живопись допустима в церквах для то­го, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может уз-


нать из книг». Росписи располагались в традиционной для базиликального храма последовательности: над аркадами центрального нефа, на триумфальной арке и в центральной апсиде.

Но IX век был временем расцвета и светской монументальной живописи. В этот период были созданы целые циклы исторических фресок, покрывавших сте­ны королевских дворцов. В старинных рукописях содержится свидетельство о том, что в Ингельсхейме, резиденции Людовика Благочестивого, сына Карла Велико­го, на стенах его апартаментов были изображены подвиги Кира, Александра Ма­кедонского, каролингских королей, деяния римских императоров. Во дворце епи­скопа Теодульфа в Жерминьи де Пре были представлены аллегории времен года, наук, искусств.

Карл несомненно был личностью выдающейся, властелином, понимавшим не­обходимость просвещения. В школе, основанной им, дети вельмож учились вместе с его детьми поэзии, риторике, диалектике, астрономии. Сам Карл тоже посещал классы, он владел латинским и греческим языками. Как свидетельствует его совре­менник и биограф, историк и зодчий Эйнгард. Карл страстно желал научиться пи­сать и для этого «возил с собой на постели под подушкой дощечки и листки, что­бы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно».

В империи Каролингов созданию книг, как религиозных, так и светского со­держания, придавалось очень большое значение. Благодаря использованию едино­образного упрощенного шрифта - каролингского минускула - книга была доступной для чтения. В оформлении рукописи декоративный принцип сочетался с иллю­стративным. Орнаментированный декор на полях, огромные инициалы перестали

быть единственным украшением книги. Иллюстрации, почти совершенно отсутст­вующие в рукописях меровингской Франции, вновь начали украшать кни­ги, воспроизводя раннехристианские и византийские образцы. Книги по-прежнему создавались в монастырских скрипториях, и в связи с возросшим спро­сом на них в империи было образовано не­сколько крупных центров изготовления ма­нускриптов. В каждом центре сложились свои художественные приемы.

Отличительнойособенностью тжитпри-дворной школы Карла Великого являлась пурпурная окраска страниц, наличие ор­намента, роскошные иллюстрации с оби-лиемзолота. Иллюстрацииограничивались почти исключительно изображением еван­гелистов - величавых мужей в античных тогах с книгой и пером в руках. Торжест­венно восседая на троне, на фоне античных строений, они либо демонстрировали от­крытую книгу Священного Писания, либо, подняв руку, произносили проповедь. Над

Евангелист Матфей. Евангелие Эбо. Ж ГОЛОВами, В нише арки, помещались СИМ-

Библиотека. Эперне волы - ангел, лев, телец, орел (см. цв. вкл.).


Придворная школа Карла Велико­го носила также название «школа Годе-скалъка», или «школарукописи Ады», по условному наименованию важнейших рукописей, созданных здесь.

Страница Утрехтской псалтыри. Фрагмент. Библиотека университета. Утрехт

Для Реймсской школы были харак­терны, прежде всего, простота декора­тивного оформления листа и свобод­ное размещение фигур в пространстве. В иллюстрациях не было ни ниш, ни орнамента, ни пышной архитектуры. Графическая манера исполнения пред­полагала передачу движения, естествен­ного динамичного перемещения фигу­ры в пространстве. Живописное пятно, преобладающее над контуром в «школе рукописиАды», в Реймсскойшколе почти вытеснилось беспокойной, вибрирую­щей линией. Самым выдающимся па­мятником каролингской миниатюры, занимающим особое место среди руко­писей Реймсской школы, явилась Утрехтская псалтырь, вызвавшая огромное чис­ло подражаний, особенно в Англии. Утрехтская псалтырь - рукопись, не содержа­щая живописных миниатюр. Ее иллюстрации представляют собой перьевые беглые рисунки без рамок, прямо на страницах с текстом, сделанные коричневой тушью. Причем, поскольку псалмы и молитвы не имеют связного сюжета, художник иллю­стрировал отдельные слова, понятия, метафоры, вызвавшие у него ту или иную ассоциацию. Такая буквальная интерпретация текста обусловила наличие в рели­гиозной книге массы бытовых светских мотивов. Так, например, слово «сон» в тек­сте сопровождалось изображением трех кроватей со спящими людьми, фраза «Я был как тягловое животное» - изображением кобылы с жеребенком. При всей бе­глости рисунка и едва намеченных штрихами холмов, деревьев, пещер художник на редкость точно передает детали: отдернутую занавеску в маленьком домике, при­открытую дверь храма, спадающие мягкими складками, словно невесомые, одея­ния ангела.

Самое поразительное в иллюстрациях Утрехтской псалтыри - их необычайная динамика и передача малейших оттенков настроения. Словно подхваченные вет­ром, несутся, едва касаясь земли, воины, путники, ангелы; с нетерпением скачут вокруг охотников собаки; взмывают в небо соколы; готовы сорваться в полет раз­горяченные резвые скакуны.

В Турской школе впервые в книжной миниатюре стали создаваться повество­вательные иллюстративные циклы, занимавшие ранее скромное место на полях или внутри инициала. Наряду с иллюстрациями из Ветхого и Нового завета в рукопи­сях Турской школы встречались изображения каролингских монархов. Лишенные какого-либо портретного сходства, величественные и отрешенные, они являлись своеобразным символом королевской власти. В Библии Карла Лысого и в Еванге­лии Лотаря, самых замечательных памятниках Турской школы, представлены ми­ниатюры, на которых изображены эти властелины.

Миниатюра из Библии Карла Лысого представляет сцену поднесения королю изготовленной для него рукописи. Кроме ценного исторического свидетельства о


том времени, миниатюра служит примером перехода к принципиально новому по­строению композиции, ставшему основным в изобразительном искусстве сред­невековья. Во-первых, фигура короля, помещенная на втором плане, значительно больше остальных - таким способом выражена идея иерархии, ставшая опреде­ляющей как в светском, так и в религиозном искусстве средневековья. Во-вторых, монахи (фигуры первого плана) расположены ниже короля и его телохранителей (фигуры второго плана) и при ракурсе сверху должны были быть показаны укоро­ченными, чего в миниатюре нет. Такое нарушение пространственной среды и раз­мещение различных пространственных планов не друг за другом, а друг над другом стало второй стилевой особенностью средневекового изобразительного искусства. Каролингская культура оказалась недолговечной. Громадное государство Карла Ве­ликого могло держаться лишь благодаря его силе и энергии. Сын его и преемник Людовик Благочестивый не отличался ни талантом, ни волей отца, что замечатель­но отражено в эпосах «Коронование Людовика» и «Нимская телега». После его смерти началась «война трех братьев», закончившаяся разделом монархии Карла. В 40-х годах IX в. империя Каролингов перестала существовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: