Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему:
В час, когда разлив потока
Серебром струи блестит,
И цветет шиповник скромный,
И раскаты соловья
Вдаль плывут волной широкой
По безлюдью рощи темной,
Пусть мои звучат напевы!
От тоски по вас, Далекой, Сердце бедное болит. Утешения никчемны, Коль не увлечет меня В сад, во мрак его глубокий, Или же в покой укромный Нежный ваш призыв, - но где вы?! (Джауфре Рюделъ)
Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже:
Молю тебя, всесильный, светлый Бог, Чтоб друг живым уйти отсюда мог! Да бодрствует над ним твоя десница! С зари вечерней здесь свиданье длится, И близок час рассвета...
Мой милый друг! Я с вечера не спал, Всю ночь я на коленях простоял; Творца молил я жаркими словами О том, чтоб снова свидеться мне с вами. А близок час рассвета.
(Гираут де Борнейлъ)
Баллада в то время обозначала плясовую песню:
Все цветет! Вокруг весна!
-Эйя!-
Королева влюблена.
-Эйя!-
И, лишив ревнивца сна.
-Эйя!-
К нам пришла сюда она, Как сам апрель, сияя. А ревнивцам даем мы приказ: Прочь от нас, прочь от нас! Мы резвый затеяли пляс.
(Безымянные песни)
Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки:
Встретил пастушку вчера я, Здесь, у ограды блуждая. Бойкая, хоть и простая, Мне повстречалась девица. Шубка на ней меховая И кацавейка цветная, Чепчик - от ветра прикрыться.
К ней обратился тогда я: - Милочка! Буря какая Нынче взметается злая! - Дон! - отвечала девица, -Право, здорова всегда я, Сроду простуды не зная, -Буря пускай себе злится!
(Маркабрюн)
Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека:
Нет, не вернусь я, милые друзья, В наш Вентадорн: она ко мне сурова. Там ждал любви - и ждал напрасно я, Мне не дождаться жребия иного!
Люблю ее - то вся вина моя, И вот я изгнан в дальние края. Лишенный прежних милостей и крова... (Бернарт де Вентадорн)
Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь:
Я велел с недавних пор
Сердцу моему молчать,
Но Любовь со мною спор
Не замедлила начать:
-Друг Пейроль, решили, знать,
Распрощаться вы со мной,
Да и с песнею былой?
Что ж, бесславный ждет удел
Тех, кто сердцем охладел!
- Ах, Любовь, на ваш укор Мне не трудно отвечать: Долго Донны светлый взор Я готов был воспевать, Но в награду мог стяжать Только боль обиды злой, -Дайте ж наконец покой! Я роптать на вас не смел, Но уж песни-то отпел!
(Пейроль)
Сиреентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоинлюбви-учтивый простолюдин или бесславный барон?
| - Перигон? Порой бесславно Жизнь ведет свою барон, Он и труб и неумен, А иной виллан1 бесправный Щедр, учтив, и добр, и смел, И в науках преуспел. Что Донне можете сказать: Кого из этих двух избрать, Когда к любви ее влечет? |
- Мой сеньор! Уже издавна Был обычай заведен (И вполне разумен он!): Если Донна благонравна, С ровней связывать удел Тот обычай повелел. Как мужику любовь отдать? Ведь это значит потерять И уваженье и почет...
(Далъфин и Перигон)
1 Виллан - крестьянин
Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, она не являлась единственной. Трубадуры охотно откликались на злобу дня, касались в своих песнях вопросов политических и социальных.
Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последовали немецкие миннезингеры - «певцы любви». Однако в их поэзии чувственный элемент играл меньшую роль, нежели в поэзии романской, и скорее преобладал мора-лизаторский оттенок, например:
Те времена прошли давно. Когда-то, Бог свидетель, Царили в мире заодно Любовь и добродетель.
и религиозный подтекст:
Святого нашего креста И ты достоин, Когда твоя душа чиста, Отважный воин. Такое бремя не для тех, Кто глуповат,
Все в грех теперь погружено. Любить грешно и жить грешно. Губительный владетель, Грех греху радетель... -
Кто в суете земных утех Погрязнуть рад. Ты плащ с крестом надел Во имя добрых дел. Напрасен твой обет, Когда креста на сердце нет.
В то же время среди немецких миннезингеров существовала целая плеяда поэтов, весьма изысканно воспевавших «высокую любовь». Причем их отличительной чертой была полная отрешенность от окружающего мира. Поэт, переполненный любовным томлением, как бы бродит в густом тумане любовной меланхолии:
Что мне за дело до рассвета! Пусть веселятся все, кому не лень.
Мне безразлично, день или не день. Теперь мне все едино:
Не мне сияет солнце это. Куда себя ни день,
Глаза подернула скорбная тень. Кручина да кручина...
Миннезингеры играли в культурной жизни такую важную роль, что один из них Тангейзер со временем стал даже героем популярной легенды, положенной великим немецким композитором XIX в. Вагнером в основу своей оперы, которая так и называется «Тангейзер».
В легенде Тангейзер становится возлюбленным госпожи Венеры и живет вместе с ней в сказочной «Венериной горе». Папа Урбан проклинает раскаявшегося грешника, заявляя, что как не может зазеленеть посох в его руке, так не может Тангейзер обрести прощение на земле. Удрученный Тангейзер возвращается в Венерину гору, а посох папы расцветает, обличая недостойное жестокосердие последнего.
Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров можно назвать первым великим расцветом европейской лирики, за которым последовал еще более могучий расцвет, порожденный эпохой Возрождения.






