На смену Проторенессансу пришло искусство треченто, под которым подразумевается искусство последних двух третей XIV в., т.е. времени от смерти Джотто до появления новых представителей раннего Возрождения во Флоренции.
Оценка итальянского треченто настолько разнохарактерна, что не может считаться решенной и по сей день. Некоторые историки искусства склонны были
видеть поступательную прямую от дученто к раннему и затем Высокому Возрождению, а Леонардо да Винчи и его последователи отмечали определенный спад в итальянском искусстве после Джотто.
Но как бы то ни было, треченто стоит в искусстве итальянского Возрождения особняком. Это время распространения в Италии готического стиля, связанного с избранием на папский престол француза. «Авиньонское пленение» римских пап -перенос папской резиденции в Авиньон - обусловило не только зависимость католической церкви от французского престола, но также экономический и культурный обмен между Францией и Италией.
Для Италии готика была своеобразным возвратом к прошлому. Применение и распространение готических форм в Италии в XIV столетии свидетельствуют о соседстве гуманизма с мистикой.
|
|
В изобразительном искусстве черты готики проявлялись в стремлении к аллегорическим символам, к изысканным цветовым решениям. Отличие же состояло в том, что в Италии готике предшествовал Проторенессанс, искусство которого сделало уже первые шаги к разрыву со средневековыми художественными системами. Поэтому итальянская готика не аналогична готике в других странах Европы.
В итальянской архитектуре готический стиль применялся в основном во внешнем декорировании фасадов храмов. Остроконечные щипцы, стрельчатые очертания арок, башни, окно-роза - всего лишь графический рисунок на плоскости. Таковы церкви Сан-Дзено в Вероне, Санта-Кроче и Санта-Мария Новелла во Флоренции, Дворец Дожей и фасад собора св. Марка в Венеции.
Оставаясь в Италии чужеродным элементом, готический стиль получил истинное признание только в Сиене. Готические формы, особенно окна и высокие квадратные башни, многократно повторялись во множестве дворцов, в том числе в Палаццо Публию - резиденции коммунальных властей. Но высшим достижением треченто в Сиене является Дуомо, кафедральный собор, которому нет равных по завершенности во всей Италии. Гармоничность архитектурных пропорций, пестрота мраморных полос, мерцающая мозаика на щипцах и тимпанах порталов сообщают ему волшебную элегантность. Настоящее художественное чудо -мраморная инкрустация пола в Сиенском соборе, представляющая собой живопись в мраморе светотенью, начало которой, как писал Вазари, положил сиенский живописец Дуччо ди Буонинсенья, за что он «заслуживает одобрения и похвалы
|
|
бесконечноЙ». Кафедральный собор Дуомо. Сиена
Рисунки, над которыми лучшие сиенские художники работали на протяжении двух столетий, выполнены в технике граффити, т.е. состоят из тонких черных линий со вставками из цветного мрамора на общем фоне белого, являя собой колоссальную гравюру на мраморе.
Если живопись дученто выражала демократические и перспективные тенденции развития итальянской культуры, то треченто - аристократические и ретроспективные.
Поскольку готический стиль был тесно связан с рыцарской этикой и придворной куртуазностью, он и получил наиболее яркое развитие в Сиене, где у власти находились аристократы.
Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), основатель сиенской школы, будучи учеником византийских мастеров, соединил в своем искусстве старую греческую манеру с готикой. Его лучшей работой, вызвавшей множество подражаний, явилась огромная икона-полиптих, служившая некогда главным алтарным образом сиенского собора. Изображение Богоматери с младенцем Христом, окруженной ангелами и святыми, «Маэста» («Величание Богоматери») - занимало лицевую сторону. На оборотной стороне иконы в клеймах были представлены различные евангельские сюжеты.
Эта работа Дуччо дает самое лучшее и самое полное из всех существующих изображение евангельской легенды. Но она поражает и своей изумительной декоративной роскошью: краски сияют, как драгоценные камни, на фоне матового золота и слоновой кости.
В Сиене было сильно влияние французской готики, элементы которой впоследствии получили распространение и в других городах Италии.
Сиенский живописец Симоне Мартини (1284-1344) работал при дворе герцога Анжуйского в Неаполе и в папском дворце в Авиньоне. Он и привнес в итальянское искусство черты готики, которая культивировалась при дворах королей и дворянской знати и получила название «интернациональной». Это был высший уровень развития готического стиля, рафинированное и аристократически-утонченное течение. Ему была присуща определенная цветовая гамма, построенная на сочетании синего и красного цветов с широким использованием золота; золотой фон и плоскостное изображение; размещение композиции на досках либо двухстворчатых(диптихи), либо трехстворчатых (триптихи) с завершением в виде стрельчатой аркиили треугольного вимперга и резной золоченой рамой с готическим орнаментом: крестоцветами, краббами, трилистниками.
Наиболее полное воплощение эти свойства стиля получили в одной из самых известных композиций Симоне Мартини - в «Благовещении» (см. цв. вкл.). В движениях архангела Гавриила и отстранившейся от него Пресвятой Девы сквозит тот оттенок изысканности, который столь типичен для интернациональной готики. Золотое мерцание фона оттеняет белизну хитона ангела, темно-синий плащ и пурпуровое платье Марии придает дополнительное свечение золотым крыльям и рыжеватым локонам Гавриила. Эта алтарная композиция, написанная на доске, украшенной поверху изысканной ажурной резьбою, считается по цвету и ювелирной тонкости рисунка одной из самых восхитительных картин треченто.
Но в искусстве треченто наряду с подчеркнуто спокойными, статичными и изы-сканнымикомпозициямисосуществовалинеобьгаайноэмоциональные мистические построения. Самыми интересными представляются аллегорические фресковые циклы «Триумф покаяния» в Испанской капелле флорентийской церкви Санта-Мария Новелла и «Триумф смерти» на пизанском кладбище Кампосанто.
В основу замысла фресок Испанской капеллы положена схоластическая1 аллегория, посвященная доминиканскому ордену.
|
|
Орден странствующих, нищенствующих проповедников был основан испанским монахом Домиником в 1215 г. Название ордена, основанное на игре слов («domine canes» означало «псы Господни»), было выбрано не случайно. В Средние века распространенным являлось понятие о зле, подстерегающем человека везде, подобно тому, как волк подстерегает отбившихся от стада овец. Называя себя «псами Господними», доминиканцы тем самым ставили задачу охранять людей от козней дьявола, подобно тому как собаки охраняют стадо от волков.
Теоретиком доминиканского ордена стал Фома Аквинский, считавший серьезную теологическую подготовку одним из направлений деятельности ордена. А поскольку папство дало доминиканцам большие полномочия, они подчинили своему влиянию системы образования во многих странах.
Верность схоластической доктрине принимает почти осязаемую форму в одной из четырех композиций, занимающей целую стену. Она посвящена апофеозу Фомы Аквинского, где строгая иерархическая система в размещении действующих лиц придает фреске сходство с теологической формулой: «Философия - служанка богословия».
Художник Андреа да Буонайути (Андреа да Фиренце) уподобил композицию великолепному сияющему иконостасу, состоящему из двух ярусов. В верхнем изображался трон с восседающим на нем Фомой Аквинским, который покоился на нижнем, служащем ему как бы пьедесталом, с аллегорическими фигурами семи христианских добродетелей и семи свободных искусств, на которые в своем учении опирался видный схоласт.
На противоположной стене на фреске «Триумф покаяния» в аллегорической форме были представлены устав и деятельность ордена в борьбе с еретиками. Согласно доминиканской доктрине, еретики - волки, нападающие на овец, которых защищают многочисленные псы, отгоняющие и убивающие волков. Вовремя вспомнившие о спасении души обращаются с покаянием к доминиканскому монаху, который отпускает грехи, и раскаявшиеся души, проходя через врата рая, пополняют число спасенных (см. цв. вкл.).
|
|
Художник ввел в композицию жанровые элементы - пляску девушек, игры детей в кронах деревьев, здание Флорентийского собора, что придавало событию особую достоверность. Этому же способствовали и портреты современников. Так, среди изображенных пап, кардиналов, епископов, королей, рыцарей, христианских князей художник поместил Петрарку.
Располагая сцены уступами друг над другом, как на склоне холма, поворачивая их под различными углами, разделяя пространственными паузами, Андреа да Буонайути создал ощущение свободно расстилающегося, чуть вогнутого или чуть выпуклого пространства.
Эта ступенчатая пространственная композиция уподоблена многоцветному роскошному «ковру», переливающемуся розовыми, сиреневыми, белыми, изумрудно-зелеными бликами.
Третье направление живописи треченто представлено работами художников, последователей Джотто. Веронский мастер Алътикъеро один из крупнейших среди них. Его фрески в базилике Сант-Антонио в Падуе свидетельствуют об использовании и развитии основных художественных принципов, заложенных Джотто. Это —
1 Схоластика - средневековая философия в Европе XI-XIV вв., стремившаяся дать научное обоснование религиозных догм.
подражание природе и натурные зарисовки; это - светотеневая моделировка, позволившая дать ощущение реального предмета и реального пространства; это -отказ от золотого фона и введение в композицию пейзажа; это - расположение линии горизонта на естественном уровне.
Альтикьеро чрезвычайно умело и точно изображает окружающий мир. Созданные им образы исполнены огромной человеческой значительности и очень правдивы, но в то же время в их облике преобладает некое общее начало - массивность фигур, подчеркнутая тяжелыми продольными складками тканей, величавая сдержанность жестов, спокойствие широкоскулых лиц с характерным удлиненным разрезом глаз. И при всем интересе к человеческой фигуре, световой моделировке, к правдивому изображению натуры росписи кажутся состоящими из однородной, плотной, тяжеловесной материи, будь то скалистая гора, здание или складки плаща.
Однако благодаря реальному, усложненному подробностями пейзажу, четкости рисунка, большому количеству действующих лиц, многие из которых узнаваемы, Альтикьеро предвосхищает мастеров раннего Возрождения и является своеобразной переходной фигурой, соединяющей две художественные эпохи.
За пределами изобразительного искусства эпохи треченто нетрудно увидеть ренессансные черты в музыкальном течении XIV в., известном под названием «аре нова» - новое искусство. Для музыкального творчества с его углублением во, внутренний мир человека, с его возможностями передачи борющихся, противоречивых чувств благотворными оказались совсем не те условия, которые вызывали расцвет архитектуры, живописи, скульптуры. Наравне с готическими традициями XIII в. в музыке «аре нова» проявились те новые черты, которые в высшей степени характерны для эпохи гуманизма.
Говоря о ренессансных признаках «аре нова», надо отметить прежде всего, появление вполне профессиональных светских произведений. Начиная с VI в., когда в Риме папой Григорием I была организована папская певческая школа — Schola cantorum, профессиональная музыка развивалась как элемент богослужения. Она выражала только идею отречения от всего низменного, чувственного, человеческого. Музыка использовала только латинские тексты канонизированных молитв, а единственными нотными записями были церковные мессы. Всякое отступление от мелодий григорианского хорала, канонизированного римской католической церковью, наталкивалось на ее мощное сопротивление. Светское музыкальное творчество, о котором можно судить лишь косвенно по поэтическим текстам народных песен и творчеству трубадуров, лежало вне профессиональной сферы.
Импульс к возникновению новой музыки дали светские стихи, написанные на родном языке, воспевающие красоту и чувственную прелесть жизни. На основе новой поэтической школы, вынесенной на гребне волны lingua volgare (вульгарного народного языка) и давшей миру Данте, Петрарку и Боккаччо, сформировалась новая песенная культура. Известно, что дантовские сонеты, написанные в «новом сладостном стиле», предназначались автором для пения. Музыка перестала быть божественной наукой, она стала выразителем земного начала. Лирические музыкальные миниатюры стали гордостью и славой эпохи треченто. В стихах, принадлежащих одному из самых прославленных музыкантов «аре нова» Ландини: «Музыка - это наука, которая стремится к тому, чтоб мы веселились, пели и плясали» - заключен вызов тысячелетней традиции. Любовная лирика, созерцание природы, жанровые зарисовки оказались в центре внимания профессионального музыкального творчества XIV в. Характерно, что многие итальян-
ские композиторы, продолжающие писать церковную музыку, заимствовали для себя новый выразительный стиль «аре нова».
Другим признаком «аре нова», указывающим на его принадлежность эпохе гуманизма, стало проявление творческой индивидуальности. Для композиторов Средневековья музыка была ремеслом и создавалась только на основе известных канонов в рамках мелодий григорианского хорала. В XIV в. появилось множество композиторов, сочиняющих музыку по вдохновению. В их числе Пъетро Казелла, друг Данте, создатель первого музыкального мадригала, Франческе Ландини, Гирарделло. Эти композиторы, отвергнув канонизированные мелодии хорала в качестве образца, руководствовались только творческим вдохновением. Даже композиторы, сочиняя внешне традиционные мессы, стали выражать в них личное мироощущение.
Появление профессиональной светской музыки сопровождалось зарождением новых жанров, неведомых искусству григорианской эпохи. Господствующими жанрами в музыке Средневековья были мессы и церковные мотеты. Композиторы новой школы XIV в. как бы сплавили воедино возвышенный стиль церковного искусства с выразительными чертами светской музыки, создав ту основу, на которой развились новые жанры «аре нова» - мадригал, баллата и качча. Господствующей темой мадригала было созерцание природы и философские размышления о любви. Баллата представляла собой лирическую песню, а качча тяготела к изображению охотничьих сцен.
Но еще более поразительными в музыкальном мышлении эпохи оказались перемены, произошедшие в самих средствах музыкальной выразительности. Профессиональная церковная музыка не допускала одноголосия. Мессы и мотеты предназначались только для двух- или трехголосного хора, причем церковная полифония (многоголосие) опиралась на три одновременно звучащих голоса, поющих самостоятельную мелодию с отдельным текстом, часто на разных языках. Независимость трех голосов была так велика, что звучность оказывалась нарочито разнородной.
Важным нововведением «аре нова» стало мелодическое начало, сосредоточенное в верхнем голосе, а нижний, теноровый, служил опорой мелодическому движению. Одновременно появился упорядоченный ритм, объединивший движение всех голосов. Таким образом, важнейший вклад «аре нова» в музыкальную культуру заключался в том, что три важнейших музыкальных элемента - мелодия, гармония и ритм - были объединены в одной системе.
Изумительное богатство музыкального творчества «аре нова» исчезло так же неожиданно, как и появилось. После того как кончилась эра трех великих поэтов предшествующего века, итальянская лирика и в поэзии и в музыке как бы утратила свое поступательное движение. Хотя сама итальянская музыка в век, следующий за треченто, не дала ничего сколько-нибудь значительного, все дальнейшее развитие музыкального творчества на основе церковных традиций в огромной степени обязано итальянской «аре нова».