Архитектура и прикладное искусство стиля ар деко

Новые формы в искусстве конструктивизма, кубизма, футуризма, супрема­тизма получили завершение к концу 20-х годов, и на смену модернизму пришел пост-модернизму представляющий собой попытку возрождения историзма и гу­манизации художественного мышления. Наиболее ярким стилем, призванным соз­дать иллюзию благополучия и былой роскоши, стал ар деко, получивший назва­ние по проходившей в Париже в 1925 г. Международной выставке современных декоративных искусств и ремесел. Новый стиль был сознательно ориентирован на формы искусства Древнего мира - египтян, ацтеков, майя и др. Отсюда в архитек­туре ступенчатые и обтекаемые силуэты, стилизованный цветочный и геометриче­ский орнамент. Но в то же время он стал своеобразным выражением энергии, ско­рости и напора, с которым машины, корабли и самолеты, электричество и неоновая реклама меняли окружающий мир. Ар деко связал воедино главные приметы вре­мени -равноправие полов, женщин в мужской одежде за рулем автомобиля, джазо­вую музыку, Голливуд, ассоциирующийся с блестящей жизнью кинозвезд, - и стал синонимом эффектности, роскоши и бескомпромиссности жизни в век машин.

Приметой времени стали и нью-йоркские небоскребы, ступенчатая форма кото­рых была элегантной стилизацией архитектуры древних цивилизаций майя, ацтеков и шумеров. На их внешний вид оказал влияние закон о зонировании, устанавлива­ющий нормы уступов фасадов с целью сохранения света и свежего воздуха в бы­строрастущем городе. Самым высоким зданием стал Эмпайр Стейт Билдинг вы­сотой в 102 этажа (381 м). Опорная пятиэтажная платформа занимала всю площадь отведенного под небоскреб участка, в центре которого располагались трехэтажный вестибюль и магазины в два яруса. Стальной каркас здания «обшивался» блоками серого известняка, обрамленными полосами алюминия. Ступенчатый профиль не­боскреба завершался шпилем и антенной из хромированной стали.

В качестве внешнего декора использовался стилизованный цветочный и геомет­рический орнамент в виде зигзагов молний, солнечных лучей, силуэтов автомо­билей, кораблей и самолетов, выражающих энергию и напор. Той же цели служи­ли скульптурные рельефы из нержавеющей стали на фасадах зданий. Как правило, выбирались аллегорические сюжеты, отвечающие функциональному назначению здания и создающие нужный образ, например, фигура Духа Света на фасаде элек­трической компании «Ниагара Могавк Пауэр Корпорейшн-билдинг» в Западных Сиракузах. Представляя собой своеобразный симбиоз греческого бога торговли Гермеса, индейской Птицы-Гром и воина в доспехах. Дух Света стал олицетворе­нием молниеносных, мощных, искрящихся электрических разрядов.

Помимо небоскребов в стиле ар деко возводились различные типы общест­венных зданий, самыми универсальными из которых были кинодворцы, призван­ные вводить зрителей в сказочный мир голливудских грёз и символизировать оптимизм, энергию и целеустремленность современной жизни. Снаружи кинотеат­ры украшали мозаичными панно из глазурованных плиток, деталями из нержа-


веющей стали и неоновой рекламой; изнутри по стенам - алебастровыми релье­фами с орнаментальными узорами майя, ацтеков и т.п., панелями и решетками с геометрическим или растительным орнаментом.

Еще одной приметой времени стало массовое строительство гостиниц во многих странах мира, вызванное развитием коммерческих авиалиний в 20-30-х годах. Сти­левыми признаками ар деко при строительстве отелей были чередование плоских и изогнутых стен, ступенчатая линия крыши, сочетание кессонированных гори­зонтальных выступов, ассоциирующихся со стилизованными «скоростными лини­ями», и закругленных «козырьков» над окнами, играющих одновременно орнамен­тальную и функциональную роль, монументальные входы, металлические перила. При этом в тематике орнаментов преобладали стилизованные мотивы тропического рая - пальмы, фламинго, пеликаны, экзотические цветы, фонтаны; различные мор­ские детали -раковины, моллюски, рыбья чешуя, окна-иллюминаторы, балконы-па­лубы. Ритмическое чередование плоских и закругленных силуэтов, контраст глад­ких поверхностей и орнаментального узора решеток, ступенчатая линия крыши усиливаются окраской нежно-розовых, лимонных, салатных и белых тонов, еще ярче подчеркивающих вертикальные и горизонтальные контрасты.

В интерьере созданию атмосферы роскоши, элегантности и респектабельно­му современному виду способствовали обтекаемые силуэты мебели и роскошная отделка новыми материалами. Стильность достигалась путем покрытия обьганых прямоугольных форм шпоном редких и дорогих материалов (красное, черное, паль­мовое дерево, палисандр и т.д.) и лаком. К числу других необычных материалов, используемых при отделке мебели, относились акулья кожа, шкура пони, слоновая кость, шагрень (кожа пятнистой морской собаки), шелк, стекло, шкурки ящериц, перламутр, нержавеющая сталь. Ручки изготавливали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Интерьеры, группирующие отдельные стильные пред­меты, создавались дня дорогих ресторанов, отелей, океанских лайнеров и потому получили название стиля Риц.

В русле этого стиля развивалось и ювелирное искусство, непревзойденным ма­стером которого являлся РенеЛалик (1860-1945), начинавший как стилист ар нуво. Он создал окрашенное опаловое стекло, словно излучающее внутренний свет, и ши­роко применял его при изготовлении ваз, статуэток, ювелирных украшений. Лалик использовал не только стекло, но и другие необычные материалы - цветные эмали, перламутр, янтарь, слоновую кость, введя в моду «элегантный стиль Лалик», став­ший приметой межвоенных десятилетий.

* * #

Ар деко стал последним «новым» стилем, ориентированным в прошлое и соеди­нившим разнородные элементы неоклассицизма, модерна, экзотического восточно­го и примитивного искусства. Он сформировал образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться, путешествовать, разговаривать, отдыхать. Этот стиль нес на себе отпечаток общественной полезности и красивости, совмещая неоклас­сицизм и обтекаемость, монументальность и элегантность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: