Новые формы в искусстве конструктивизма, кубизма, футуризма, супрематизма получили завершение к концу 20-х годов, и на смену модернизму пришел пост-модернизму представляющий собой попытку возрождения историзма и гуманизации художественного мышления. Наиболее ярким стилем, призванным создать иллюзию благополучия и былой роскоши, стал ар деко, получивший название по проходившей в Париже в 1925 г. Международной выставке современных декоративных искусств и ремесел. Новый стиль был сознательно ориентирован на формы искусства Древнего мира - египтян, ацтеков, майя и др. Отсюда в архитектуре ступенчатые и обтекаемые силуэты, стилизованный цветочный и геометрический орнамент. Но в то же время он стал своеобразным выражением энергии, скорости и напора, с которым машины, корабли и самолеты, электричество и неоновая реклама меняли окружающий мир. Ар деко связал воедино главные приметы времени -равноправие полов, женщин в мужской одежде за рулем автомобиля, джазовую музыку, Голливуд, ассоциирующийся с блестящей жизнью кинозвезд, - и стал синонимом эффектности, роскоши и бескомпромиссности жизни в век машин.
|
|
Приметой времени стали и нью-йоркские небоскребы, ступенчатая форма которых была элегантной стилизацией архитектуры древних цивилизаций майя, ацтеков и шумеров. На их внешний вид оказал влияние закон о зонировании, устанавливающий нормы уступов фасадов с целью сохранения света и свежего воздуха в быстрорастущем городе. Самым высоким зданием стал Эмпайр Стейт Билдинг высотой в 102 этажа (381 м). Опорная пятиэтажная платформа занимала всю площадь отведенного под небоскреб участка, в центре которого располагались трехэтажный вестибюль и магазины в два яруса. Стальной каркас здания «обшивался» блоками серого известняка, обрамленными полосами алюминия. Ступенчатый профиль небоскреба завершался шпилем и антенной из хромированной стали.
В качестве внешнего декора использовался стилизованный цветочный и геометрический орнамент в виде зигзагов молний, солнечных лучей, силуэтов автомобилей, кораблей и самолетов, выражающих энергию и напор. Той же цели служили скульптурные рельефы из нержавеющей стали на фасадах зданий. Как правило, выбирались аллегорические сюжеты, отвечающие функциональному назначению здания и создающие нужный образ, например, фигура Духа Света на фасаде электрической компании «Ниагара Могавк Пауэр Корпорейшн-билдинг» в Западных Сиракузах. Представляя собой своеобразный симбиоз греческого бога торговли Гермеса, индейской Птицы-Гром и воина в доспехах. Дух Света стал олицетворением молниеносных, мощных, искрящихся электрических разрядов.
|
|
Помимо небоскребов в стиле ар деко возводились различные типы общественных зданий, самыми универсальными из которых были кинодворцы, призванные вводить зрителей в сказочный мир голливудских грёз и символизировать оптимизм, энергию и целеустремленность современной жизни. Снаружи кинотеатры украшали мозаичными панно из глазурованных плиток, деталями из нержа-
веющей стали и неоновой рекламой; изнутри по стенам - алебастровыми рельефами с орнаментальными узорами майя, ацтеков и т.п., панелями и решетками с геометрическим или растительным орнаментом.
Еще одной приметой времени стало массовое строительство гостиниц во многих странах мира, вызванное развитием коммерческих авиалиний в 20-30-х годах. Стилевыми признаками ар деко при строительстве отелей были чередование плоских и изогнутых стен, ступенчатая линия крыши, сочетание кессонированных горизонтальных выступов, ассоциирующихся со стилизованными «скоростными линиями», и закругленных «козырьков» над окнами, играющих одновременно орнаментальную и функциональную роль, монументальные входы, металлические перила. При этом в тематике орнаментов преобладали стилизованные мотивы тропического рая - пальмы, фламинго, пеликаны, экзотические цветы, фонтаны; различные морские детали -раковины, моллюски, рыбья чешуя, окна-иллюминаторы, балконы-палубы. Ритмическое чередование плоских и закругленных силуэтов, контраст гладких поверхностей и орнаментального узора решеток, ступенчатая линия крыши усиливаются окраской нежно-розовых, лимонных, салатных и белых тонов, еще ярче подчеркивающих вертикальные и горизонтальные контрасты.
В интерьере созданию атмосферы роскоши, элегантности и респектабельному современному виду способствовали обтекаемые силуэты мебели и роскошная отделка новыми материалами. Стильность достигалась путем покрытия обьганых прямоугольных форм шпоном редких и дорогих материалов (красное, черное, пальмовое дерево, палисандр и т.д.) и лаком. К числу других необычных материалов, используемых при отделке мебели, относились акулья кожа, шкура пони, слоновая кость, шагрень (кожа пятнистой морской собаки), шелк, стекло, шкурки ящериц, перламутр, нержавеющая сталь. Ручки изготавливали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Интерьеры, группирующие отдельные стильные предметы, создавались дня дорогих ресторанов, отелей, океанских лайнеров и потому получили название стиля Риц.
В русле этого стиля развивалось и ювелирное искусство, непревзойденным мастером которого являлся РенеЛалик (1860-1945), начинавший как стилист ар нуво. Он создал окрашенное опаловое стекло, словно излучающее внутренний свет, и широко применял его при изготовлении ваз, статуэток, ювелирных украшений. Лалик использовал не только стекло, но и другие необычные материалы - цветные эмали, перламутр, янтарь, слоновую кость, введя в моду «элегантный стиль Лалик», ставший приметой межвоенных десятилетий.
* * #
Ар деко стал последним «новым» стилем, ориентированным в прошлое и соединившим разнородные элементы неоклассицизма, модерна, экзотического восточного и примитивного искусства. Он сформировал образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться, путешествовать, разговаривать, отдыхать. Этот стиль нес на себе отпечаток общественной полезности и красивости, совмещая неоклассицизм и обтекаемость, монументальность и элегантность.