Ответственность субъектов страхования

Страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него Федеральным законом (№ 125-ФЗ) обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенных страховщиком.

Федеральный закон № 17-ФЗ от 11.02.2002 года «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 года», установил, что за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда, за неуплату или неполную уплату страховых взносов, занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), за воспрепятствование доступу должностного лица исполнительного органа Фонда, проводящего проверку полноты и правильности уплаты страхователем страховых выплат и расходования средств обязательного социального страхования, исполнительные органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

1. За нарушение срока представления установленной отчетности (сведений) в Фонд, исполнительные органы Фонда принимают санкции в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей, а за повторное нарушение в течение календарного года штраф в размере 5000 рублей.

2. При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

При сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) с начислением указанной выше пени, (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

3. В случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у страховщика в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя – юридического лица в бесспорном порядке, со страхователя – физического лица на основании решения суда.

Страхователь несет ответственность за достоверность представляемым сведений, необходимых для получения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Страхователь и его должностные лица, виновные в сокрытии наступления страховых случаев, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. При осуществлении деятельности организаций без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей, а осуществление деятельности организаций без регистрации в качестве страхователя более 90 дней – штрафа в размере 20 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.

5. Фонд и его исполнительные органы взыскивают в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней путем направления в банк или иную кредитную организацию, в которой открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списания со счета плательщика и перечисление в соответствующий исполнительный орган Фонда необходимых денежных средств.

Взыскание недоимок и пеней может производится с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов плательщика Фонда, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных счетов.

Страховщик несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Застрахованный и лица, которым предоставлено право на получения страховых выплат, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или прекращение таких выплат.

В случае сокрытия или недостоверности указанных ими сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, застрахованный и лица, которым представлено право на получение страховых выплат, обязаны возместить страховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда.

Задачу, связанную с улучшением условий и повышением безопасности труда работников, в полной мере решить пока не удалось. Работодатели – страхователи не в полной мере реализуют основной принцип обязательного социального страхования – экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Страховые взносы для каждого конкретного страхователя определяются страховым тарифом той отрасли (подотрасли) экономики, к которой относится основной вид деятельности страхователя. Страховой тариф соответствует классу профессионального риска той отрасли (подотрасли) экономики, к которой относится страхователь, и устанавливается ежегодным Федеральным законом по представлению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий и повышении безопасности труда связана со стремлением к снижению класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа в рамках той отрасли (подотрасли) экономики, которую страхователи выбрали для ведения своей хозяйственной деятельности.

Для решения задачи обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников Федеральными законами от 29.12.2001 № 184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» и от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год» Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2002 году направлять до 20 % сумм страховых взносов, перечисленных Фонду в 2001 году, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.

Порядок и условия финансирования предупредительных мер утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 № 136. Перечень предупредительных мер на 2002 год по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости утвержден постановлением Минтруда Российской Федерации от 25.03.2002 № 22 и включает в себя:

1. Проведение периодических медицинских осмотров застрахованных, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, в порядке и на условиях, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Оплата стоимости путевок на санитарно-курортное оздоровление (в санатории, санатории-профилактории) для работников, занятых с вредными и опасными веществами и производственными факторами, из расчета, установленного законодательством на оплату стоимости путевок за счет средств обязательного социального страхования.

3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. Приобретение приборов контроля за состоянием условий труда.

Положением предусматривается частичное финансирование предупредительных мер в отношении тех страхователей, у которых отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, при условии обращения страхователей до 1 июля 2002 года с заявлением и предоставления необходимых документов.

Для частичного финансирования периодических медицинских осмотров работников, подлежащих таким осмотрам, должны быть представлены документы, подтверждающие необходимость и результаты прохождения этими лицами медицинских осмотров, а также сведений о расходах на их проведение.

Для частичного финансирования расходов по оплате санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, должны быть представлены рекомендации в отношении этих лиц по результатам медицинских осмотров, а также соответствующие документы санаторно-курортных учреждений, подтверждающие их право осуществлять санаторно-курортное оздоровление работников.

Для частичного финансирования работ по аттестации рабочих мест по условиям труда должно быть представлено экспертное заключение Управления труда и занятости населения администрации области об оценке подготовительных мероприятий к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для частичного финансирования расходов по приобретению приборов контроля состояния условий труда у страхователя должен быть представлен перечень (список) приборов, который согласовывается с Управлением труда и занятости населения администрации города.

Финансирование предупредительных мер осуществляется в счет начисленных в 2002 году страховых взносов, т.е. сумма средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, не может превышать сумму начисленных страховых взносов данного страхователя на момент принятия решения о финансировании предупредительных мер.

Страхователи должны вести счет средств, направляемых на финансирование предупредительных мер и ежеквартально представлять в исполнительный орган Фонда отчет об их использовании в порядке и сроки, установленные постановлением ФСС РФ от 20.06.2002 № 71.

Еще одним серьезным направлением работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных, к которым относятся:

- специалисты и руководители служб охраны труда организаций;

- члены совместных комитетов (комиссий) по охране труда организаций;

- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

В соответствии с Федеральным законом от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год» Фонд направляет в 2002 году средства для осуществления обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных и обеспечивает контроль за их правильным использованием.

Страхователи же в соответствии с Федеральным законом (№ 125-ФЗ) должны направлять на обучение по охране труда этих застрахованных.

Таким образом, законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний представляет тем страхователям, которые соблюдают это законодательство, последовательно и успешно проводят работу по улучшению условий и повышению безопасности труда, конкретные серьезные экономические стимулы путем прямого снижения себестоимости продукции (услуг) за счет установления скидок (до 40%) к страховому тарифу, использования части страховых взносов на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (до 20 % от страховых взносов, перечисленных в предыдущем году), а также обеспечивает обучение по охране труда целого ряда работников организаций за счет средств Фонда.

Экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышения безопасности труда. Обеспечение предупредительных мер по снижению уровней производственного травматизма и профзаболеваний.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний решает две главные задачи:

- обеспечение гарантированного возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников на производстве;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В настоящее время задача возмещения вреда успешно решается – все лица, которые имеют право на получение обеспечения по страхованию и своевременно в установленном порядке заявили об этом праве, получают положенное по законодательству обеспечение по страхованию.

Задачу, связанную с улучшением условий и повышением безопасности труда работников, в полной мере решить пока не удалось.

Работодатели – страхователи не в полной мере реализуют основной принцип обязательного социального страхования – экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Страховые взносы для каждого конкретного страхователя определяются страховым тарифом той отрасли (подотрасли) экономики, к которой относится основной вид деятельности страхователя. Страховой тариф соответствует классу профессионального риска той отрасли экономики, к которой относится страхователь, и устанавливается ежегодным Федеральным законом по представлению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий и повышении безопасности труда связана со стремлением к снижению класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа в рамках той отрасли (подотрасли) экономики, которую страхователи выбрали для ведения своей хозяйственной деятельности.

Заинтересованность конкретных страхователей реализуется путем скидок и надбавок к страховому тарифу. Скидки и надбавки устанавливаются ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ по Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 652 от 06.09.2001 года.

Скидки и надбавки определяются на основании сведений, представляемых страхователем в порядке, утвержденном постановлением ФСС РФ от 22.03.2000 № 32, а также данных, имеющихся у страховщика, по конкретному страхователю. Страхователь имеет право участвовать в установлении ему страховщиком скидок и надбавок, а также привлекать для этого представителей государственной экспертизы условий труда.

Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки являются:

- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3-х лет с момента его государственной регистрации;

- своевременная уплата страхователем текущих взносов

- отсутствие задолженности по страховым взносам

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением ФСС РФ от 05.02.2002 № 11, исходя из следующих основных показателей:

- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов – показатель А;

- количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих – показатель В;

- количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай – показатель С.

Показатель А – отношение суммы обеспечения по страхованию к сумме страховых взносов рассчитывается по формуле:

А = О/V,

где: О – сумма обеспечения по страхованию, в которую включаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год, произведенные суммарно страхователем и Фондом в связи со страховыми случаями, произошедшими за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности, рублей;

V – сумма начисленных страховых взносов за предшествующий календарный год, рублей.

Показатель В – количество страховых случаев на тысячу работающих рассчитывается по формуле:

В = . 1000,

где: К – количество страховых случаев за предшествующий календарный год;

N – среднесписочная численность работающих за предшествующий календарный год, человек.

Показатель С – количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями, на один страховой случай рассчитывается по формуле:

С = ,

где: Т – количество дней временной трудоспособности за предшествующий календарный год в связи со страховыми случаями.

Скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в случае, если вышеуказанные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по отрасли (подотрасли) экономики, которой соответствует основной вид деятельности страхователя. Средние значения основных показателей по отраслям (подотраслям) экономики для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам в 2002 году утверждены постановлением ФСС РФ от 29.03.2002 № 35. Средние значения основных показателей по отраслям (подотраслям) экономики рассчитываются и утверждаются ФСС РФ по согласованию с Минтрудом Российской Федерации не позднее 31 марта текущего календарного года.

Размер скидки или надбавки устанавливается в процентах к страховому тарифу с точностью до целых значений.

Расчет и установление надбавок. Надбавка страхователю устанавливается Фондом не позднее 30 апреля текущего года. Размер надбавки (Р) рассчитываются по каждому страхователю по формуле:

Р = . 100%,

где: Астр, Встр, Сстр – показатели А, В, С, рассчитанные для каждого страхователя;

Аотр, Вотр, Сотр – средние значения показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.

Страхователю у которого 0 <Р< 40%, устанавливается надбавка к страховому тарифу в размере полученному по формуле. Если Р ≥ 40%, надбавка устанавливается в размере 40%.

Надбавка страхователю устанавливается не позднее 30 апреля текущего календарного года. Причем надбавка устанавливается с 1 мая текущего года. При этом необходимо иметь в виду, что надбавка к страховому тарифу уплачивается страхователями из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, и лишь при отсутствии прибыли может быть отнесена на себестоимость произведенной продукции (услуг).

Расчет и установление скидок. Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 15 мая текущего календарного года представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации установленные Фондом сведения. Решение по заявлению страхователя принимается Фондом не позднее одного месяца с даты регистрации заявления. По каждому страхователю, заявление которого принято Фондом к рассмотрению, рассчитывается размер скидки (С) по формуле:

С = х q1 х q2 х 100%,

где: q1 – коэффициент уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя. Уровнем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя является отношение числа рабочих мест, по которым проведена аттестация, к их общему числу у страхователя:

- q1 = 0, если у страхователя по состоянию на коней предшествующего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3;

- q1 = 1, если у страхователя по состоянию на конец календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда больше или равен 0,3.

q2 – коэффициент уровня проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя. Уровнем проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя является отношение числа работников, прошедших обязательные медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя:

- q2 = 0, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения обязательных медицинских осмотров меньше 0,9;

- q2 = 1, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведение обязательных медицинских осмотров больше или равен 0,9.

Страхователю, у которого 0 <С< 40%, скидка к страховому тарифу устанавливается в размере полученного по формуле значения.

Страхователю, у которого С ≥ 40%, скидка устанавливается в размере 40 %.

Скидки и надбавки устанавливаются на текущий календарный год, поэтому они не имеют силы в последующем году.

Разногласия, которые могут возникнуть между исполнительным органом Фонда и страхователем по вопросам установления скидки или надбавки рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон, или в судебном порядке.

Для решения задачи обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников Федеральными законами от 29.12.2001 № 184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» и от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год» Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2002 году направлять до 20 % сумм страховых взносов, перечисленных Фонду в 2001 году, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.

Порядок и условия финансирования предупредительных мер утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 № 136. Перечень предупредительных мер на 2002 год по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости утвержден постановлением Минтруда Российской Федерации от 25.03.2002 № 22 и включает в себя:

5. Проведение периодических медицинских осмотров застрахованных, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, в порядке и на условиях, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Оплата стоимости путевок на санитарно-курортное оздоровление (в санатории, санатории-профилактории) для работников, занятых с вредными и опасными веществами и производственными факторами, из расчета, установленного законодательством на оплату стоимости путевок за счет средств обязательного социального страхования.

7. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

8. Приобретение приборов контроля за состоянием условий труда.

Положением предусматривается частичное финансирование предупредительных мер в отношении тех страхователей, у которых отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, при условии обращения страхователей до 1 июля 2002 года с заявлением и предоставления необходимых документов.

Для частичного финансирования периодических медицинских осмотров работников, подлежащих таким осмотрам, должны быть представлены документы, подтверждающие необходимость и результаты прохождения этими лицами медицинских осмотров, а также сведений о расходах на их проведение.

Для частичного финансирования расходов по оплате санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, должны быть представлены рекомендации в отношении этих лиц по результатам медицинских осмотров, а также соответствующие документы санаторно-курортных учреждений, подтверждающие их право осуществлять санаторно-курортное оздоровление работников.

Для частичного финансирования работ по аттестации рабочих мест по условиям труда должно быть представлено экспертное заключение Управления труда и занятости населения администрации области об оценке подготовительных мероприятий к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для частичного финансирования расходов по приобретению приборов контроля состояния условий труда у страхователя должен быть представлен перечень (список) приборов, который согласовывается с Управлением труда и занятости населения администрации города.

Финансирование предупредительных мер осуществляется в счет начисленных в 2002 году страховых взносов, т.е. сумма средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, не может превышать сумму начисленных страховых взносов данного страхователя на момент принятия решения о финансировании предупредительных мер.

Страхователи должны вести счет средств, направляемых на финансирование предупредительных мер и ежеквартально представлять в исполнительный орган Фонда отчет об их использовании в порядке и сроки, установленные постановлением ФСС РФ от 20.06.2002 № 71.

Еще одним серьезным направлением работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных, к которым относятся:

- специалисты и руководители служб охраны труда организаций;

- члены совместных комитетов (комиссий) по охране труда организаций;

- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

В соответствии с Федеральным законом от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год» Фонд направляет в 2002 году средства для осуществления обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных и обеспечивает контроль за их правильным использованием.

Страхователи же в соответствии с Федеральным законом (№ 125-ФЗ) должны направлять на обучение по охране труда этих застрахованных.

Таким образом, законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний представляет тем страхователям, которые соблюдают это законодательство, последовательно и успешно проводят работу по улучшению условий и повышению безопасности труда, конкретные серьезные экономические стимулы путем прямого снижения себестоимости продукции (услуг) за счет установления скидок (до 40%) к страховому тарифу, использования части страховых взносов на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (до 20 % от страховых взносов, перечисленных в предыдущем году), а также обеспечивает обучение по охране труда целого ряда работников организаций за счет средств Фонда.

Лекция 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: