Примерный алгоритм подготовки. 1. Обобщите знания о характерных признаках традиционного (знаниевого) подхода, основоположником которого считается И.Ф

1. Обобщите знания о характерных признаках традиционного (знаниевого) подхода, основоположником которого считается И.Ф. Гербарт.

2. Обобщите знания о характерных признаках концепции развивающего обучения, представленного в работах Л.В. Занкова, П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, Е.Н. Кабановой-Меллер[8] и др.

3. Обобщите знания о характерных признаках концепции личностно ориентированного образования (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской и др.).

4. В исследуемых трех подходах выделите и сравните трактовку понятий «образование», «обучение», «воспитание»; такие категории, как ценности образования, цели и ожидаемые результаты образования, содержание образования и его компоненты; принципы обучения, ведущие методы и формы обучения, особенности взаимоотношений и взаимодействия субъектов образования, особенности позиции и деятельности учителя и ученика и т.д.; выделите также другие характерные для каждого из подходов признаки, его сильные стороны и недостатки.

Рекомендуем при подготовке и при ответе воспользоваться формой сравнительной таблицы, в которой отражаются все важнейшие критерии и их характеристики в этих трех подходах. Примером (неполным, только ориентировочным) может служить таблица из приложения 2

5. Чтобы дать оценку практике современного образования, вспомните конкретные примеры организации обучения и воспитания, которые вы наблюдали и анализировали во время прохождения практики в школе. Сравните теоретические положения теории воспитания и обучения, изучаемые вами на педагогических дисциплинах, и реалии современного образовательного процесса. Сравните способы обучения в школе, где вы учились, и в образовательных учреждениях, где проходили практику. Постарайтесь определить, к какой концепции, модели, образовательной парадигме они ближе. Каковы «плюсы» и «минусы» практикуемого подхода к обучению? Каковы пути преодоления недостатков? Какие ценные традиции и эффективные методы и формы вы считаете необходимым сохранить? Признаки какого подхода можно обнаружить в современном образовательном процессе? Выскажите свое мнение, на какой из подходов в образовании вы предпочли бы опираться в своей будущей педагогической практике.

См. Приложение 2.

Материалы, которые можно использовать: цитаты из трудов теоретиков традиционного, личностно-ориентрованного и развивающего подходов, с соблюдением правил цитирования и указанием ссылок на первоисточники (автор, название монографии или статьи, издание, страницы).

Задание 4. Сформулируйте цель для конкретной школы и обоснуйте ее актуальность, социальную значимость, достижимость и диагностичность.

Знать: понятия «цель образования», «образование как ценность»; современные цели образовательного процесса, ценности образования, алгоритм целеполагания, требования к формулировке целей в образовании, современные федеральные документы, определяющие политику в области образования, разнообразные источники, содержащие информацию о целях современной школы

Уметь: использовать разнообразные источники для решения конкретной практической задачи; обосновать социальную и личностную значимость поставленной цели.

Владеть: технологией целеполагания и определения диагностичности цели.

Содержание и рекомендации.

Выполнение этого задания предполагает работу по:

1) анализу целей современной школы;

2) прогнозированию развития общества, личности и школы на период получения общего среднего образования (11 лет) и прогнозированию возникновения новых социальных и образовательных потребностей в условиях глобализации, информатизации, развития рыночной экономики, сохранения ценностей мировой и национальной культуры;

3) моделированию актуальной цели общеобразовательной школы с учетом потребностей личности, общества, государства, сохранения и развития культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow