1. Из курсов «Введение в педагогическую деятельность» и «История образования и педагогической мысли», из разнообразных первоисточников (трудов великих педагогов, статей, художественных фильмов) соберите необходимую информацию о высказываниях известных ученых философов, педагогов, психологов о значении педагогического труда, профессии учителя, личности учителя-воспитателя в жизни общества, развитии культуры, в судьбе ребенка.
2. Соберите наиболее интересные, убедительные, на ваш взгляд, цитаты различных авторов.
3. Систематизируйте материал по каким-либо критериям (например, выделяя различные проблемы профессиональной подготовки и деятельности педагога, и какие пути их решения предлагались в различное время разными авторами; или в хронологическом порядке, отслеживая, как изменялись требования к учителю в различные эпохи или в зависимости от парадигмы образования, которой придерживается тот или иной ученый, педагог). Дайте оценку этим взглядам с современной точки зрения и исходя из собственной позиции и своих профессиональных ценностных ориентаций.
4. Продумайте форму представления полученных результатов (это может быть электронная презентация, таблица, макет-брошюра справочника, воображаемое интервью; иное творческое представление «диалога» педагогов по данной проблеме).
5. Приведите пример педагога, который мог бы выступать для вас идеалом, ориентиром, аргументируйте свой выбор.
В зависимости от вашего замысла, начните или закончите ответ характеристикой современных взглядов на профессию и личность учителя, назовите современных ученых, занимающихся проблемой профессиональной подготовки педагога.
Материалы, которые можно использовать: различные цитаты из трудов педагогов-классиков о роли учителя, педагога, педагогической деятельности (текст, карточки с цитатами), электронную презентацию, другие необходимые материалы, в зависимости от формы представления вашего ответа.
Задание 6. Охарактеризуйте круг профессионально-педагогических задач в работе педагога-психолога и дайте оценку своей готовности к их решению. Поставьте задачи своего дальнейшего профессионального развития.
Знать: понятия: «профессиональная компетентность педагога», «профессиональное развитие педагога», «теоретическая и практическая готовность к педагогической деятельности»; структуру педагогической деятельности, специфику педагогической деятельности, социальные и профессиональные требования к деятельности педагога-психолога.
Уметь: ставить цели профессиональной деятельности, разрабатывать систему профессиональных задач, осуществлять профессиональную педагогическую самооценку и рефлексию, проектировать пути достижения цели профессионального саморазвития, демонстрировать систему ценностных ориентаций в профессии, разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию и программу профессионального развития.
Владеть: приемами целеполагания и рефлексии.
Содержание и рекомендации.
Самопознание и саморазвитие – сознательная практическая деятельность, направленная на возможно полную самореализацию человеком себя как личности. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание педагога – сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Рефлексивные умения позволяют разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность (в том числе, профессиональную).
Работа по самовоспитанию и саморазвитию предполагает самопознание, выявление трудностей, проблем, перспектив своего развития, целеполагание; выявление своих особенностей, возможностей; самопрограммирование, самообразование и самовоспитание, самооценку, самоконтроль.