Примерный алгоритм подготовки. 1. Чем объясняется, на Ваш взгляд, стремление людей к объединению в группы?

1. Чем объясняется, на Ваш взгляд, стремление людей к объединению в группы? Обоснуйте, почему одной из главных задач классного руководителя является создание коллектива класса.

2. Продумайте необходимые методы, приемы, с помощью которых вы будете изучать межличностные отношения учеников в классе, а также определять уровень развития классного коллектива.

3. Перечислите важнейшие принципы, без которых невозможно подлинное коллективное воспитание.

4. Выявите условия, при которых личность будет себя чувствовать в коллективе более комфортно.

5. Уточните роль педагога, его функции, стиль деятельности по организации классного коллектива.

6. Установите в моделируемом классе (в соответствии с возрастными особенностями детей) общую цель, одинаково для всех или хотя бы для подавляющего большинства значимую, интересную, позволяющую самоутвердиться.

Основные направления, по которым возможна постановка общих целей: а) внеклассные мероприятия разового характера; б) долговременные внеклассные объединения, фундаментом которых является общение; в) цели, дела, связанные с учебной деятельностью, например, коллективный социальный или учебный проект и т.д.; г) ситуативные цели, цель, которую «подбрасывает» ситуация.

7. Спрогнозируйте ожидаемый результат (ценностные ориентации, личностные смыслы и т.д.).

8. Продумайте, каким образом можно мотивировать учеников на достижение поставленной общей цели. Смоделируйте способы, приемы вовлечения личности в совместную деятельность по раскрепощению творческого потенциала личности (обучающее воспитание общей заботой, общая творческая деятельность воспитателей и воспитанников, обязательность действия принципа перемены социальных ролей, объединения по интересам, реальность прав и обязанностей, идея улучшения окружающей жизни, необходимость и возможность творчества для каждого в группе как основа развития личности).

9. Смоделируйте педагогические условия для «отверженного» в группе, в которых ребенок мог бы раскрыться, сменить позицию «непризнанного» и войти в близкую ему группировку.

10. Смоделируйте содержание воспитательного мероприятия (ценности: нормы поведения, требования, образцы, на которые надо ориентироваться, традиции, закрепляющие ценностные отношения, опыт совместной деятельности, опыт социально значимой деятельности).

11. Продумайте средства воспитания, необходимые для достижения поставленной воспитательной цели.

12. Спроектируйте различные виды деятельности, в том числе, по самоуправлению в детском коллективе (создание управленческих структур, распределение обязанностей). Общее собрание коллектива выбирает органы самоуправления: ученический комитет, совет дела, штаб и т.п. и определяет их полномочия.

См. Приложение 6.

Задание 13. Разработайте и обоснуйте педагогические условия актуализации субъектности ученика.

Знать: понятия «субъект», «субъектность», «деятельность», «самостоятельная деятельность», «творческая деятельность», «педагогические условия», «моделирование педагогического процесса», «личностные структуры сознания», «субъект-субъектное взаимодействие»

Уметь: прогнозировать, отбирать и моделировать необходимые и достаточные педагогические условия, способствующие формированию и развитию личностных качеств и свойств (в данном случае – субъектности учащихся); устно их представить с иллюстрацией в виде модели (графической или описательной) и конкретизацией на примерах, отражающих возможности и варианты проявления субъектного опыта учащихся в учебном и педагогическом взаимодействии.

Владеть: творческим мышлением, творческими способами решения педагогической задачи.

Содержание и рекомендации.

Субъект – сознательно достигающий собственные цели, самосознающий деятель; индивид или группа как источник предметно-практической деятельности, познания и преобразования действительности; источник активности, направленной на объект; активное начало в процессе деятельности.

Субъектность – свойство, способность индивида, благодаря его активности и собственной личностной позиции, оказывать влияние на окружающий мир, людей, культуру; отражаться в сознании и жизни других людей, оставлять свой «след» в мире культуры. Она проявляется в следующих качествах: активность, самостоятельность, целенаправленность, осознанность, инициативность

Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. Таким образом, человек открывается людям как значимый для них другой источник новых личностных смыслов (В.А. Петровский).

Субъектный опыт учащегося можно рассматривать как творческое активное освоение практики и реализация учащимся в образовательном процессе опыта быть субъектом, активным строителем, автором обстоятельств своей жизни, своих отношений, выстраивать свою жизнь или какую-либо личностно значимую деятельность самостоятельно – от поиска цели и смысла, выбора средств и планирования до получения результатов и рефлексии своего опыта.

Характеристики субъектности учащегося: самостоятельность, активность, инициативность, творчество (авторство осуществляемой деятельности), готовность к выбору, независимость суждений, самобытность, вариативность мышления, созидательная направленность личности, умения ставить цель, проектировать результат своей деятельности, выбирать адекватные задачам методы и средства осуществления деятельности, способность к рефлексии, самоанализу, самооценке и коррекции своей деятельности и поведения.

Моделирование рассматривается в качестве процесса, творчески воспроизводящего только существенные свойства модели как оригинала, в качестве которого выступают передовой опыт и научно обоснованные содержательные ориентиры.

Педагогические условия (см. Глоссарий).

Моделирование педагогических условий (см. Глоссарий).

В качестве педагогических условий актуализации субъектности ученика могут быть представлены и конкретизированы с учетом возраста и уровня развития учащихся:

- необходимая для этого система заданий, направленных на организацию разнообразных видов деятельности в учебном процессе, дающих возможность учащимся проявления самостоятельности, авторства своей деятельности, выбора стратегии, тактики и способов ее осуществления;

- особенности используемых методов организации обучения;

- особенности взаимодействия субъектов, психологического климата;

- особенности представления информации и образцов деятельности;

- способы осуществления контроля и коррекции деятельности учащихся (с учетом приоритета их самостоятельности и рефлексии).

Важнейшим условием актуализации субъектности учащихся, о котором нельзя забыть и непременно надо назвать, является учет субъективных факторов: возрастных и индивидуальных особенностей и способностей, интересов учащихся, имеющегося у них опыта познания, деятельности и творчества, эмоционально-ценностного отношения.

Моделируемые условия должны быть связаны с учебно-воспитательным процессом в его целостности. Предполагается, что выпускник представит в любой удобной для него форме (текст, схема) общую модель педагогических условий, необходимых для актуализации субъектности школьника, реализации им субъектного опыта[13], с учетом возраста (класса) и опыта учащихся, то есть конкретизирует, при каких педагогических и психологических условиях субъектность учащегося может актуализироваться, проявиться и утвердиться. Для этого необходимо также учесть еще одно условие – создание педагогом ситуации успеха.

Основная задача здесь не столько сформировать новый опыт, сколько создать благоприятные условия для того, чтобы школьник реализовал свой уже накопленный субъектный опыт (см. Глоссарий), свои интересы и индивидуальные способности. Хотя движение вперед и созданные педагогом возможности для приобретения нового опыта проявления себя личностью и субъектом деятельности только приветствуется, но уже как следующий этап.

Комплекс личностных структур[14] (функций, по В.В.Серикову) можно рассматривать как системный ориентир для разработки необходимых условий: критичность; рефлексивность; коллизийность; мотивирование; творческое преобразование; опосредование; ориентирование; автономность; смыслотворчество; самоактуализация; самореализация; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.

Если вы создаете и конкретизируете такие условия, которые способствуют проявлению этих структур (функций), то это будет своеобразным критерием того, что учебно-воспитательный процесс достиг личностного (субъектного) уровня своего функционирования. Благодаря этому возможна диагностика уровня проявления субъектности учащегося. Характеристику личностных функций (структур) см. в Приложении 7.

Моделируемые вами условия могут быть одним из трех вариантов:

1) модель общих условий, необходимых для актуализации субъектного опыта учащихся данного уровня обучения (начальная школа, среднее звено, старшие классы), на которую может ориентироваться педагог при решении соответствующих задач;

2) модель конкретных условий, которые необходимо создать в рамках одного учебного или воспитательного мероприятия для решения задачи актуализации субъектности учащихся конкретного класса;

3) модель психолого-педагогических условий актуализации субъектности конкретного ученика с учетом его индивидуальных возможностей, способностей, интересов, опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: