Вариант финала, который может придать занятию смысловую законченность и эстетическую завершенность. Суть в том, что начало и конец (объяснения) связаны или внешне даже совпадают. Но финальное повторение - не повторение как таковое, это иной уровень явления.
Отсроченная концовка. К яркому образу, «заявленному» несколько занятий назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы.
«Детективная» концовка.
Двойная цель: чтобы дома ребята подумали, нашли материал и чтобы ждали следующего урока.
Пример из практики.
Одно из занятий в институте посвящено Карнеги. На предыдущем семинаре после небольшой беседы говорят, как бы невзначай, о том, что наш «национальный герой» штандартенфюрер Штирлиц, хоть и не знал правил Карнеги, но, действуя в точном соответствии всего лишь с одним из них, «держал в руках» своего шефа Шелленберга. Какое правило? «Будете знакомиться, готовясь к занятию с Карнеги - увидите, осознаете».
Кстати, правило такое: «Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему». Помните, как Штирлиц подсовывал Шелленбергу выгодные ему - точнее Родине – идеи и решения?
|
|
Ответ сообщаем исключительно для того, чтобы сказать еще несколько слов о Карнеги. Считаем все-таки необходимым после уже состоявшегося разговора о Карнеги сделать добавление. Принимая в целом психологическую направленность и “подходы” американца, мы видим и то, что некоторые правила ориентируют на манипуляцию людьми. Надо стремиться к тому, чтобы не подсовывать мысль ребенку, а к тому, чтобы учащийся осознал и сам пришел к мысли, которую вы считаете умной, верной, но которой он сам пока не владеет.