Неожиданность

В некотором смысле неожиданным может стать едва ли не любой вариант. Неожиданной может быть и концовка, и цитата, и уж, конечно, детективная загадка. Мы имеем в виду не ту неожиданность, когда поведение или слова педагога в данной ситуации «ни к селу ни к городу». Нет, это та «эстетическая» неожиданность, которая неожиданна только внешне, но невидимыми (или видимыми) нитями связана с предыдущим материалом.

Посмотрите на такой вариант неожиданности. Сложнейший материал на уроке стереометрии. Формулы «от стены до стены». И вот концовка. Учитель перед звонком говорит: «Материал, понимаю, нелегкий. У многих возникли трудности. Возможно, даже ощущение неприязни, оттого что дома придется основательно поработать с учебником. Так вот - бальзам на сердца ваши: учить этого не нужно. Как так? А вот так - не нужно и все. Послушали, оценили, многое поняли и запомнили. А большего на этом уроке от вас и не требовалось. Завтра я расскажу вам этот же материал снова. От начала до конца!» Надо видеть, замечает Шаталов, как светятся лица ребят. «Они же отлично понимают, что такого в школе не бывает никогда». Таких сложных уроков, где возможен такой «ход», считает Шаталов, очень немного: в курсе физики не больше четырех, математики - не больше шести. Но психологический эффект (а отсюда - по большому счету - и учебный) велик.

В реальной практике у хороших педагогов «работают» одновременно несколько вариантов.


Приложение 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: