Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Целью работы по данному разделу программы является формирование и развитие у глухих детей навыков восприятия (на слухозрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Работа по развитию остаточного слуха и обуче­нию произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения.

Требования к усвоению умений в восприятии на слух речи и неречевых звучаний, к овладению произносительными навыками изложены по годам обучения. При этом учтено, что глу­хие дошкольники к моменту поступления в детский сад (если с ними не проводилась специальная работа по формированию словесной речи) не понимают обращенную к ним речь и не произносят ни одного слова; они не умеют адекватно реаги­ровать на предлагаемые им на слух речевые и неречевые зву­чания.

Основные задачи по развитию слухового восприятия у глу­хих дошкольников следующие:

формирование и совершенствование слуховой функции;

обогащение представлений о мире неречевых звуков;

обучение произношению – формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.

Реализация этих задач осуществляется в условиях боль­шой акупедической работы как на специальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), так и на занятиях по всем разделам программы, в быту, в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппарату­ры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппара­тов.

Глухие дошкольники обучаются умению различать и опо­знавать на слух знакомый по звучанию речевой материал, а также распознавать на слух незнакомые по звучанию слова и фразы[2].

Работа по развитию слухового восприятия и обучению про­изношению ведется на речевом материале: звукоподражания, отдельные слова, фразы, тексты. В случае необходимости они членятся на более мелкие элементы с обязательным последу­ющим возвращением к целостному восприятию и воспроизве­дению слова, фразы, текста

Программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению рассчитана на 4 – 5 лет обучения. Работа с детьми, обучающимися с трех лет, начинается с занятий по программе первого года обучения. В этом случае материал программы, отмеченный значком (*), является необязатель­ным для усвоения дошкольниками.

В программе сформулированы умения и навыки в посте­пенном их усложнении, которыми дети должны овладеть к концу полугодия или года. Так, в течение первых трех лет дошкольники учатся различать речевой материал на слух при увеличивающемся выборе, от 2 – 3 до 10 единиц. От года к году увеличивается и объем материала для восприятия на слух: в преддошкольной группе дети различают и опознают на слух не менее 10 звукоподражаний и 7 слов, в средней и подготовительной группах – 30 звукоподражаний, 37 слов, 16 и 21 тип фраз.

При формировании произносительных навыков требования, предъявляемые к устной речи детей, постоянно возрастают. Так, если на первых годах обучения допускается неточное, приближенное воспроизведение слов и фраз, то на последую­щих годах весь знакомый речевой материал должен произно­ситься точно или с использованием регламентированных за­мен. При этом произносительные навыки реализуются детьми на увеличивающемся год от года речевом материале.

Речевой материал, на котором ведется обучение глухих дошкольников различению и опознаванию на слух, а также правильному произношению, отобран из разных разделов программы (развитие речи, формирование элементарных ма­тематических представлений и другие виды детской деятель­ности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: