Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания глухих детей и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание му­зыки, воспитания эмоциональной отзывчивости. Находясь в непосредственной связи по своим задачам с развитием слухового восприятия и устной речи, а также с развитием основных движений, музыкальное воспитание направлено на формиро­вание восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.

Формирование восприятия музыки осуществляется на ос­нове дифференцированного подхода к использованию сохран­ного остаточного слуха детей Необходимо выявить музыкаль­но-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, ис­пользуемого на занятиях. Проверка восприятия звуков фор­тепьяно проводится по октавам, с постепенным удалением от звучащего инструмента (вибрацию пола следует исключить, подложив под ноги ребенка коврик-подушку). Определив диапазон воспринимаемых октав, следует разделить групповой состав на подгруппы: в одну подгруппу включаются дети, вос­принимающие полный диапазон октав, в другую – дети, вос­принимающие ограниченный диапазон октав.

Глухие дети воспринимают, как правило, ограниченный диапазон звуков, так как им недоступны звуки высокого и ча­стично среднего регистров фортепьяно. На занятиях по музы­кальному воспитанию следует обязательно применять индиви­дуальные слуховые аппараты, рекомендованные каждому ре­бенку для постоянного ношения.

Детям, воспринимающим полный диапазон звуков форте­пьяно и относящимся к категории слабослышащих, доступно, в известной мере, целостное восприятие музыки без звукоуси­ливающих приборов. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формирования восприятия музыки помогает в развитии их слуховых и особенно вокаль­но-речевых реакций.

Применение слуховых аппаратов проводится в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установ­ки, а также вне поля. С применением звукоусиливающей ап­паратуры музыка должна соответствовать нотным обозначе­ниям (постоянное использование повышенной громкости не допускается).

Формирование восприятия музыки, ее образного содержа­ния, воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводит­ся путем использования и развития слухо-зрительного вос­приятия. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепьяно, его эмоциональной настроен­ностью. Чтобы восприятие музыки осуществлялось детьми только на основе слуха, необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях детей шир­ма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к слухо-зрительному восприятию.

Последовательность изложения заданий по развитию слу­хового восприятия музыки дана в программе с учетом посте­пенного Нарастания их трудности. Однако для выработки устойчивых слуховых навыков следует вводить в работу все виды развития слуха с первого же полугодия в связи с тем, что каждый вид заданий требует разной длительности перио­дов развития восприятия, т. е. перехода от слухо-зрительного к слуховому восприятию и к формированию самостоятельных реакций детей. В праздничные выступления детей на утренниках необходимо включать некоторые элементы и целые музыкально-ритмические композиции (танцы, упражнения, игры и др.), выполняемые с опорой на слух, но основным видом восприятия во время утренников считается слухо-зрительное.

Задания по развитию голоса и ритмическим стимуляциям должны усваиваться и выполняться детьми на слухо-зрительной основе. Взрослые (сурдопедагоги, воспитатели), находя­щиеся в поле зрения детей, поддерживают их речевую актив­ность в период разучивания постоянным повторением речевого материала в ритме музыки (выполнение взрослыми музы­кально-ритмического движения не обязательно). Развитие голоса детей неразрывно связано с их музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепьяно. Основной методический прием, направленный на формирование умения изменять высоту голоса, состоит в обучении детей соотноше­нию своих голосовых проявлений с регистрами клавиатуры фортепьяно.

При выполнении ритмодекламаций и заданных ритмов необходимо основное внимание уделять укреплению речевой зоны голоса и слаженности сопровождающих декламацию коллективных ритмо-двигательных упражнений.

В процессе музыкально-ритмической деятельности осуществляется усвоение и расширение словаря детей. Запас слов должен опираться на слуховые, голосовые, ритмические навы­ки и умения.

В работе по музыкальному воспитанию применяются фрон­тальные и индивидуальные формы обучения. Фронтальные занятия являются основным видом и проводятся с учетом дифференцированного подхода к развитию детей. На индиви­дуальных занятиях закрепляются и совершенствуются уме­ния, полученные детьми в процесс фронтальных видов обучения.

График работы музыкального руководителя составляется из расчета на каждую возрастную группу 6 учебных часов в неделю, которые распределяются следующим образом:

фронтальные музыкальные занятия продолжительностью по 25 – 30 мин. для ясельной младшей и средней группы, по 30 – 35 мин. для старшей и подготовительной групп – 2 раза в неделю;

индивидуальные музыкальные занятия продолжительно­стью по 10 – 12 мин. на каждого ребенка – 1 раз в неделю;

проведение «часа отдыха» (досугов, утренников) продол­жительностью по 25 – 30 мин в каждой возрастной группе (объединяются младшая группа со средней, а старшая с под­готовительной) – 1 раз в месяц;

участие в физкультурных занятиях (проводятся и плани­руются воспитателем в каждой возрастной группе) – 2 раза в неделю.

Музыкальные фронтальные и индивидуальные занятия, досуга, утренники планирует и проводит музыкальный руководитель. Фронтальные занятия по группам (в дневные часы) и подгруппам (в утренние часы) проводятся с участием вос­питателя, который помогает в организации и коррекции дви­жений под музыку, дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упражнениях, для развития голоса в рит-модекламациях, показывает табличку во время звучания музыки.

На физкультурных занятиях музыкальный руководитель исполняет музыкальное сопровождение для ходьбы, бега и прыжков, участвует в организации и коррекции движений, выполняемых детьми индивидуально.

Музыкальный руководитель должен способствовать разви­тию познавательной активности детей, их памяти, воли, вооб­ражения, развитию личности каждого ребенка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: