Методические рекомендации к разделу «Развитие слухового восприятия и обучение произношению»

Целью работы по развитию слухового восприятия и обу­чению произношению является формирование у глухих до­школьников навыков восприятия (на слухо-зрительной и слу­ховой основе) и воспроизведения устной речи. В процессе работы формируется и развивается как речевой слух детей, так и восприятие ими неречевых звучаний (включая музы­кальные).

За период обучения в детском саду дети должны овладеть навыками устного общения, умением произносить речевой материал внятно и естественно.

Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется при широком использовании звукоуси­ливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов, которые используются в течение всего дня, начиная с первого года обучения. Параллельно с этим детей следует тренировать и в восприятии материала на слух без аппаратуры.

Успех работы по развитию слухового восприятия и фор­мированию произношения в большей мере определяется ка­чеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естествен­ным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей, и, кроме того, привыкнув к таком у восприятию речи, дети не смогут понимать обычную естест­венную речь.

Весь речевой материал должен произноситься голосом раз­говорной громкости, в нормальном темпе, с правильным вы­делением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной, эмоционально окрашенной.

Работа по развитию слухового восприятия и формирова­нию произношения должна проводиться в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на занятиях педагога, воспитателей, музыкального работника (а по возможности – и родителей), при проведении режимных моментов, в играх, в повседневном общении. При этом весь речевой материал дети воспринимают слухо-зрительно (т. е. видят губы педагога, а при необходи­мости – табличку или дактилирующую руку и слушают, что он говорит), а часть материала – только на слух.

Специальная работа проводится на занятиях: фронталь­ных и индивидуальных. Время занятий делится поровну меж­ду работой по развитию слухового восприятия и формирова­нием произношения. Кроме этого, педагог ежедневно прово­дит фонетическую зарядку, ей отводится 3 – 5 мин. фронталь­ного занятия по любому разделу программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: