Методические рекомендации к разделу «Ознакомление с окружающим»

Раздел программы «Ознакомление с окружающим» выде­лен как самостоятельный. В ранее действующих программах обучения детей дошкольного возраста с недостатками слуха эта работа проводилась в русле занятий по развитию речи. Такое соединение двух направлении, работы – ознакомления детей с окружающей действительностью и формирования на этой основе словесной речи – является правомерным, поскольку специалисты всегда стремились к тому, чтобы речь неслышащих детей имела достаточно богатую предметную основу. Однако надо отметить, что совмещение этих двух на­правлений работы на практике нередко приводило к тому, что процесс формирования у детей представлений об окружающем становился подчиненным задачам усвоения языкового материала. Отбор фактов и явлений объективной действи­тельности в основном осуществлялся в логике языка. Ограни­чение объема сведений о природе, о жизни и деятельности людей было связано с речевыми возможностями детей. Бед­ность, а подчас и искаженность представлений детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребе­нок живет, не могут быть объяснены ограниченными возмож­ностями этих детей в познании хотя бы ближайшего окруже­ния.

Важно подчеркнуть, что и при нарушенном слухе на осно­ве чувственного познания ребенок способен увидеть, проанализировать, осознать, запомнить значительную часть из того, с чем он постоянно действует, что видит, трогает, фиксирует в своей памяти, что может обозначить словом, выделить по словесному сигналу.

Не умаляя значимости целенаправленной, охватывающей все виды занятий в детском саду, пронизывающей все режим­ные моменты в жизни детей, работы над речью, необходимо установить некоторое соотношение между работой по общему развитию ребенка и специальной работой по формированию у него словесной речи.

На определенном этапе, в доречевой период, дети накапливают запас представлений об окружающем в виде чувственных образов Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за действиями взрослых, чем чаще взрослые привлекают его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании окружающего, тем полнее мотивация речевого общения.

В дошкольном возрасте вообще чувственное познание ми­ра преобладает над рациональным. Поэтому, стремясь при формировании речи детей делать эту речь не беспредметной и в этих целях широко привлекать разнообразный наглядный дидактический материал, относящийся к творческой деятель­ности детей, к их ближайшему окружению, не следует про­цесс ознакомления с окружающим искусственно притормажи­вать, сообразуясь с темпами усвоения речи. Наоборот, актив­ное познание мира вещей должно опережать на первых порах усвоение языка слов и стимулировать речевое развитие. А в дальнейшем язык, который будет усвоен даже в небольшом объеме, ускорит процесс осознания окружающей действитель­ности, перестроит и обогатит способ восприятия. Поэтому помимо собственно речевых занятий программой специально­го детского сада предусматриваются особые занятия по озна­комлению с окружающим.

На занятиях по развитию речи наблюдения ведутся пре­имущественно над языковым материалом, усилия детей на­правляются на усвоение звукового и буквенного оформления речевых единиц и уточнение их значений, тогда как на заня­тиях по ознакомлению с окружающим дети осваивают пред­метный мир необязательно опосредованно (через язык), дей­ствуют с предметами, практически узнают их свойства, функ­циональное назначение, строение. Не случайно материал за­нятий по развитию речи и занятий по ознакомлению с окру­жающим является тематически близким. Например, на заня­тиях по ознакомлению с окружающим при знакомстве детей с овощами педагог показывает разные виды овощей – морковь, свеклу, лук, капусту, картофель, огурец, в сыром и в вареном виде (в салате, в супе); чистит и режет овощи, дает попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть кожуру и внутреннее строение. Продолжая ознакомление, педагог показы­вает изображения этих предметов на картинках, на муля­жах. Затем дети пытаются эти предметы рисовать, лепить. Проводится экскурсия в ближайший овощной магазин или на рынок. На картинках, а при случае и в самой жизни, дети узнают, что овощи растут в огороде, что их семена сажают в землю, ухаживают за ними. Педагог при демонстрации предметов или их изображений употребляет предусмотренный программой речевой материал, называет овощи, их свойства (цвет, форму, вкус и т. п.), действия, которые с ними выпол­няются.

Речевой материал употребляется в том объеме и в той форме (устной, письменной, дактильной), как это определено программой для каждого этапа обучения. Однако педагог не должен во что бы то ни стало добиваться запоминания, тре­бовать многократного повторения, проговаривания слов каж­дым ребенком. Отработка самого речевого материала будет иметь место на последующих занятиях по развитию речи. Педагогу важно пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них активность в процессе наблюдения и прак­тических действий, пробудить воспоминания о том, где и ког­да с этими предметами им приходилось встречаться, зафик­сировать в памяти, если дети их увидели впервые. Педагог организует и практическую деятельность с предметами (фрук­ты – моют, чистят, режут, едят; одежду – чистят, складыва­ют, вешают, надевают, снимают и т. д.), игровую деятель­ность (игры «Магазин», «Одень куклу на прогулку»), изобра­зительную деятельность (рисуют, раскрашивают, делают ап­пликацию из готовых форм, лепят фрукты и т. п.).

Основными методами ознакомления детей с окружающим являются разнообразные наблюдения и практические дейст­вия с предметами или их изображениями. По мере речевого развития детей включаются и словесные методы: беседа, уга­дывание по описанию, рассказывание и т. п. Наблюдения ор­ганизуются педагогом и воспитателями на занятиях и в сво­бодное от занятий время – на прогулках и экскурсиях. От рассмотрения натуральных предметов и их изображений (кар­тинок, муляжей, чучел и т. п.) дети переходят к просмотру диапозитивов, кинофильмов, детских спектаклей.

Педагоги стремятся, чтобы представления детей об объек­тах и явлениях (о предметах ближайшего окружения, о рас­тениях и животных, объектах и явлениях неживой природы) не были отрывочными, случайными, искаженными. Необходи­мо все факты показывать в разнообразных связях и отноше­ниях: временных, пространственных, причинно-следственных. Однако усложнение всех сведений должно идти постепенно. К ранее известному детям необходимо систематически воз­вращаться, напоминать о том, что уже было в их опыте; до­бавляя что-то новое, обобщать и систематизировать усвоен­ное в разных условиях.

По возвращении детей в дошкольное учреждение из дома педагог должен стремиться выявить, что нового узнал или увидел ребенок, находясь в кругу семьи, гуляя на улице, по­сещая с родителями магазины, мастерские, аптеки, кинотеатры и т. п. Доступными ему средствами (имитируя действия, изображая события в рисунке, называя предметы или дейст­вия знакомыми словами, указывая на соответствующие пред­меты или иллюстрации) ребенок может хотя бы в общих чер­тах поделиться своими новыми впечатлениями, выразить от­ношение к увиденному, пережитому. Педагог помогает офор­мить его рассказ речевыми средствами (отдельными фразами или маленьким связным текстом), поощряет его желание узнать что-то новое и принести информацию в группу.

Педагоги подсказывают детям, о чем они могут рассказать своим родителям, когда отправляются домой; помогают им в оформлении сведений, напоминают о наиболее интересных фактах и событиях. Педагоги стремятся привлечь родителей к работе по обогащению представлений детей об окружаю­щем мире, по расширению кругозора детей, настраивают их не столько на проведение занятий, дублирующих содержание работы и детском саду, сколько на проведение с детьми про­гулок, экскурсий, посещение кинотеатров, музеев.

Программа по ознакомлению с окружающим предусмат­ривает постепенное усложнение содержания работы данного раздела. На втором и третьем годах обучения материал в равной мере включает в себя сведения о предметах и явлени­ях ближайшего окружения, о живой и неживой природе, о людях и их занятиях. Весь материал сгруппирован тематиче­ски. Темы повторяются и усложняются по мере чередования событий в жизни детей, увеличения объема сезонных наблю­дений.

Подразделение на особые направления работы – природо­ведческое (ознакомление с неживой и живой природой), об­ществоведческое (жизнь людей в обществе), отчасти матема­тическое (количественные, временные, пространственные от­ношения) – начинается с четвертого года обучения, хотя все сведения и на данном этапе включены в темы, которые посте­пенно укрупняются.

Материал распределен по месяцам. В программе указано, в каком месяце ведется ознакомительная или обобщающая работа по названной теме. Вместе с тем предполагается, что процесс ознакомления с окружающим является непрерывным, и педагог каждый раз, на новом уровне, возвращается к тем темам, которые уже включались ранее в содержание занятий. Занятия по ознакомлению с окружающим необходимо проводить живо, при большом разнообразии действий с предмета­ми, с использованием выразительной наглядности. На втором и третьем годах обучения воспитатель организует их по под­группам в утренние часы, на четвертом и пятом годах обуче­ния – с целой группой в послеобеденное время.

Желательно, чтобы место проведения занятий не было строго фиксированным. Их можно организовывать в группе, на участке, в уголке живой природы, в других помещениях детского сада (в зависимости от темы занятий). Даже само изменение места для проведения различных наблюдений раз­рушает стереотипное восприятие материала и повышает эмо­циональное отношение к окружающему и изучаемому. Важ­ным моментом в организации этих занятий является также подключение к наблюдениям и практическим действиям са­мых разных людей (можно приглашать няню, медсестру, родителей, детей из других групп). Это способствует тому, что дети будут стремиться в дальнейшем не только узнать что-либо для самих себя, но и поделиться впечатлениями с другими, передать кому-либо новую интересную информацию.

Работа по ознакомлению с окружающим проводится вос­питателем и сурдопедагогом. Первый планирует материал в соответствии с программой как на специальные занятия, так и на свободное от занятий время. Педагог на занятиях по развитию речи опирается на запас жизненных представлении у детей, ведет работу над правильным речевым оформлением материала, усвоенного детьми спонтанно и в процессе специальных занятий, дополняет имеющиеся представления и зна­ния новыми сведениями, включает полученные детьми отры­вочные знания в содержание других занятий, подводит их к новым обобщениям.

Ознакомление с окружающим является пропедевтикой для изучения детьми различных учебных предметов в школе. Вместе с тем этот раздел программы включает и анализиру­ет необходимые для ребенка-дошкольника сведения о среде, в которой он существует. Дифференциация представлений об окружающей действительности закладывает основы катего­риального строя мышления, который необходим в дальнейшем для усвоения основ наук. Чувственное познание предметного мира, которое является ведущим на этапе дошкольного дет­ства, создает базу для материалистического мировосприятия и миропонимания. Таково значение данного направления работы с детьми дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: