Выработка условно-двигательной реакции на звук

Эта работа предусматривает обучение ребенка умению реагировать на звучание неречевых сигналов и речи (слогосочетания, слова) определенным действием (например, соби­рать пирамиду). Прежде всего дети должны уметь по сигна­лу педагога выполнять то или иное действие (например, по поднятии флажка хлопать в ладоши, топать и т. д.). Этим умением дети овладевают на фронтальных занятиях сурдопе­дагога и воспитателя, в играх.

Первая игрушка, звучание которой ребенка учат слу­шать, – барабан. Если ребенок старше 3 лет, то педагог ста­вит его лицом к себе на расстоянии 1 м, бьет в барабан, шагает на месте, произнося та-та-та, и побуждает к этому ребенка. Когда малыш начинает самостоятельно (без побуж­дения) шагать при ударах в барабан, произнося, как может, та-та-та, педагог встает за спиной ребенка на расстоянии 0,5 – 1 м и ударяет в барабан. Если малыш не начинает ша­гать, нужно вновь встать перед ним и несколько раз ударить в барабан, а затем опять встать за спину. Убедившись, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух (обычно всем детям это доступно), педагога постепенно удаляясь от малыша, определяет максимальное расстояние, на котором он реагирует на данный звук. Аналогично используются и другие игрушки, на звучание которых дети реагируют конкретным движением: бубен – топают одной ногой, произнося топ-топ, шарманка – «поют» ааа. Эти звучащие игрушки под­носятся ближе к уху ребенка, чем барабан, – на расстояние 15 – 20см. Надо отметить, что не все дети воспринимают на слух звучание таких игрушек, как свисток, металлофон, шар­манка.

Если ребенку меньше 3 лет, то в ответ на звучание игруш­ки его учат нанизывать кольца пирамиды, бросать пуговицы в бутылочку и т. п. Впоследствии на специальных фронталь­ных занятиях детей учат производить определенные действия и произносить те или иные слогосочетания при звучании иг­рушки.

Параллельно с обучением восприятию звучания игрушек педагог вырабатывает у детей условно-двигательную реакцию на звучание речевых сигналов (слогосочетаний и слов). Вна­чале он учит малыша нанизывать кольца пирамиды {нагру­жать машину кубиками и т. п.) в момент произнесения сло­госочетания, которое он воспринимает слухо-зрительно. Когда ребенок научен этому, педагог голосом разговорной. гром­кости произносит ему на ухо (без экрана) слогосочетание (например, пу-пу-пу) и одновременно его рукой нанизывает кольца пирамиды (выкладывает один из элементов мозаики и т.п.). Упражнение проделывается до тех пор, пока ребенок сам начинает выполнять действие в момент произнесения слогов. Затем педагог произносит те же слогосочетания, но уже при использовании экрана. Если после этого ребенок пе­рестал реагировать на звучание, можно увеличить силу голо­са. Когда выработана четкая реакция на громкий голос, надо постепенно снижать его до разговорной громкости, а затем так же постепенно увеличивать расстояние от уха ребенка.

Обучая детей восприятию звучания игрушек и голоса, сле­дует помнить, что воспроизводить звучание надо с одной и той же интенсивностью, но с разным временным интервалом; нельзя сразу после произнесения слогов или звучания игрушки убирать экран, смотреть на ребенка, так как малыш будет реагировать на внешние признаки, а не на звук. В последую­щие 1,5 – 2 года педагог постепенно увеличивает то расстоя­ние, на котором каждый ребенок ощущает звучание нерече­вых и речевых сигналов. Так же вырабатывается реакция на звучание голоса разговорной громкости у тех дошкольников, которые вначале ощущают лишь голос повышенной громкости, а на звучание игрушек не реагируют. Работа проводится без использования звукоусиливающей аппаратуры.

Как только выработана реакция на звучание речи (слогосочетания), педагог приступает к установлению на аппарату­ре режима усиления громкости для каждого ребенка. Резуль­тативность работы по развитию слухового восприятия, как и обучения произношению, находится в прямой зависимости от правильности подобранного режима. Педагог надевает на ребенка наушники, устанавливает регуляторы громкости в среднее положение и произносит в микрофон (на расстоянии 7 – 10 см) голосом разговорной громкости какое-либо слогосочетание. Ребенок воспринимает его слухо-зрительно (видит губы педагога и слушает) и в ответ снимает кольцо пирами­ды или выполняет какое-либо другое действие. Затем педагог закрывает лицо экраном (до глаз) и вновь произносит то же слогосочетание. Если ребенок не реагирует на произносимые слоги, то надо постепенно прибавлять усиление до того момента, когда у малыша появится четкая реакция на звучание. Если же реакция отмечена сразу, педагог постепенно убавля­ет усиление и определяет минимальную степень усиления, при которой дошкольник четко реагирует на произносимые слогосочетания. Затем педагог проверяет наличие ощущения зву­чания слов (например, произносит за экраном слова дом, папа, лопата, чай и т. п.), пытаясь уменьшить усиление. Ре­жим усиления речи устанавливается на каждое-ухо в отдель­ности (начиная с хуже слышащего уха), после чего ребенку предлагают воспринимать на слух звучание слогов и слов при прослушивании двумя ушами Если аппаратура имеет лишь один регулятор громкости, то степень усиления устанавлива­ется сразу при прослушивании двумя ушами.

Так как для восприятия речи слухо-зрительно или только на слух усиление, при котором ребенок ощущает звук, недостаточно, то оно увеличивается (так, шкала регулятора гром­кости имеет 8 – 10 делений, усиление увеличивается на 0,5 – 1;например: ребенок ощущает звук при усилении, равном 4,рабочее усиление будет равно 4,5 – 5).

Усиление подбирается на фронтальной аппаратуре, на ап­паратуре для индивидуальных занятий, на индивидуальном слуховом аппарате (при этом расстояние от ребенка до педа­гога с аппаратом должно быть не менее 1 – 1,5 м; аппарат должен быть закреплен на одежде ребенка таким образом, чтобы расстояние от его рта до микрофона аппарата не пре­вышало 15 – 20 см).

На втором и последующих годах обучения режим усиле­ния речи на всех типах аппаратуры проверяется при разли­чении детьми на слух слов. Педагог предлагает ребенку раз­личать слова (например, дом – рыба – лопата), сначала слухо-зрительно, а затем только на слух. В процессе различения слов на слух отмечается степень усиления речи, при которой оказываются лучшие результаты. Степень усиления речи так­же подбирается на каждое ухо в отдельности (начиная с ху­же слышащего уха) и проверяется при прослушивании двумя ушами. Подобранная степень усиления речи не является по­стоянной. В ходе работы она обязательно меняется, как пра­вило, в сторону уменьшения. При этом расстояние от микро­фона стационарной аппаратуры до рта говорящего – 7 – 10 см, а при пользовании индивидуальным слуховым аппара­том – 1 – 1,5 м. Режим усиления речи уточняется педагогом в начале и в середине учебного года.

Говоря об усилении речи, важно отметить, что это касает­ся и работы без аппаратуры. Если дошкольник хорошо раз­личает и опознает предлагаемый материал непосредственно у уха, следует увеличить расстояние от губ говорящего до уха ребенка (не усиливая голоса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: