Методические рекомендации к разделу «Игра»

Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошколь­ника и оказывает значительное влияние на его психическое и речевое развитие, формирование личности. Учитывая боль­шую воспитательно-образовательную роль игры, в специаль­ных дошкольных учреждениях для глухих детей ей уделяется большое внимание и на обучение игре выделено определенное время в учебном плане.

Для эффективного руководства игрой, для того чтобы она могла выполнять свою роль в развитии детей, необходимо учитывать особенности, которые присущи играм глухих до­школьников. Игры глухих детей беднее по содержанию, одно­образнее и проще, чем игры их слышащих сверстников. Вме­сте с тем маленькие глухие дети склонны к чрезмерной дета­лизации и педантичной передаче наиболее наглядных.дейст­вий, часто не самых существенных для данной игры. Нередко у глухих дошкольников отмечается стремление к однообраз­ному воспроизведению и повторению одних и тех же игр и ро­лей. Вне специального обучения игры глухих детей в течение длительного времени сохраняют некоторые из указанных осо­бенностей, и подлинная сюжетно-ролевая игра не возникает.

Воспитатель планирует и проводит занятия по сюжетно-ролевой и подвижной игре.

В процессе обучения сюжетно-ролевым играм на началь­ных этапах (первый и второй годы обучения) детей учат пра­вильно пользоваться игрушками, отображать наблюдаемые в быту, на прогулках и экскурсиях действия и явления. Обучая простым игровым действиям, формируют у детей предпосыл­ки сюжетно-ролевой игры. На последующих этапах, по мере формирования игровой деятельности, дети учатся подчинять свои действия взятой на себя роли и сюжету игры, отражая увиденное в быту. В ходе коллективных игр дети учатся иг­рать вместе, у них складываются определенные нравственные и этические отношения, они овладевают нормами обществен­ного поведения. Используя в игре предметы-заменители, дей­ствуя в воображаемой ситуации, дети постигают значение символов. В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени: на всех годах обучения на этот вид игры выделяется два занятия в неделю.

Дидактическая игра направлена на то, чтобы научить де­тей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, величину, форму, пространствен­ные отношения и т.д.). Дидактическая игра имеет важное значение для умственного развития ребенка и овладения им различными видами изобразительной деятельности (рисованием, конструированием и т.д.). Без специальной работы восприятие дошкольника длительное время остается фрагментарным, им выделяются или наиболее бросающиеся в глаза свойства, или же те, которые имеют значение для элементарных действий с предметами. Этот вид игр выносится на специальные занятия один раз в неделю на всех годах обучения. Кроме специальных игровых занятий дидактическая игра находит место на других занятиях: развитии речи, ознакомле­нии с окружающим, формировании математических представлений и др.

Подвижные игры, включающие активные двигательные действия, служат задачам физического воспитания; в процессе подвижных игр дети постигают правила коллективной игры, знакомятся с особенностями поведения и повадок жи­вотных, с наиболее характерными моментами выполнения трудовых действий и т. д. Подвижные игры проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время. Кроме того, на втором и третьем годах обуче­ния одно занятие в неделю посвящается подвижной игре.

Для того чтобы игры могли выполнять свою роль в разви­тии детей, необходимо правильно и последовательно планиро­вать игры, методически верно организовывать, а также осна­щать необходимыми игрушками.

В программе указана примерная тематика игр на каждый квартал. Данный перечень может быть изменен по усмотре­нию воспитателя, однако требования программы каждого года обучения должны быть выполнены. После перечня игр приводится необходимый для их проведения и организации речевой материал, который дети должны понимать и активно использовать в процессе игр. Воспитатель должен пользоваться и общим словарем к программе, подбирая лексику с уче­том особенностей речевого оформления той или иной игры, этапа обучения и индивидуальных возможностей детей. Заня­тия по игре нельзя подчинять задачам развития речи, на пер­вом месте должны стоять задачи формирования игровой дея­тельности, а слова и фразы используются постольку, посколь­ку это необходимо для проведения игры. Не следует зани­маться предварительным заучиванием и отработкой произно­шения слов. Вместе с тем ограничение речевого материала, неумение использовать имеющийся у детей запас слов и выражений обедняет игры, делает их менее содержательными. Воспитатель должен проводить постоянную работу по форми­рованию потребности в общении в процессе игры.

В ходе подготовки к занятиям воспитатель может использовать методическую литературу по обучению игре, адресо­ванную воспитателям массовых детских садов, однако словар­ный материал необходимо подбирать в соответствии с воз­можностями глухих детей, с учетом их словарного запаса. Не рекомендуется брать игры, содержащие большие, мало­доступные глухим детям тексты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: