При проведении данной работы педагог должен знать:
на каком расстоянии каждый ребенок реагирует на звучание игрушек, перечисленных в программе, без аппаратуры и с индивидуальным слуховым аппаратом (или у ребенка отсутствует реакция на восприятие звучания какого-либо инструмента, например на звучание шарманки, металлофона и т. п.);
реагирует ли каждый ребенок на перечисленные в программе игрушки при восприятии их звучания через звукоусиливающую аппаратуру коллективного пользования (расстояние от микрофона – 10 – 30 см); при этом удары по барабану должны быть тихими, в противном случае можно нанести детям акустическую травму (это же касается и других звучащих игрушек, если велика интенсивность их звучания).
Различение проводится на материале только тех звучащих игрушек, которые доступны слуху детей. Так, если у дошкольника отсутствует реакция на звучание, свистка, то эта игрушка не берется для различения с другими[13]. Это касается и расстояния, на котором дети ощущают звучание игрушек. Например, если ребенок слышит звук гармоники на расстоянии 1 м, а барабана – 4 м, то их дифференциация должна проводиться на расстоянии не более 1 м, чтобы слуху ребенка были доступны звучания обеих игрушек (при этом по барабану следует производить более тихие удары). Данное требование сохраняется и в дальнейшем.
|
|
При обучении различению на слух неречевых и речевых сигналов дети вначале на слухо-зрительной основе воспринимают образец звучаний в отдельности, затем учатся их дифференцировать, далее слушают образцы и, наконец, приступают к их различению только на слух. Каждый раз в случае ошибки педагог предъявляет то или иное звучание для слухо-зрительного восприятия, а затем – только на слух.
Работа по различению на слух неречевых и речевых звучаний проводится на специальных фронтальных занятиях: она ведется в основном с использованием индивидуальных слуховых аппаратов, а также с аппаратурой коллективного пользования и без звукоусиливающей аппаратуры.
Параллельно с проведением работы в данном направлении ведется обучение детей восприятию на слух речи.