Виды корпоративных объединений

Усложнение мировой экономической ситуации вызывает обострение конкуренции на всех рынках. Это требует как повышения эффективности использования ресурсов, так и дополнительных мер по сохранению стабильности рыночного положения компаний. В связи с этим, в российском предпринимательском секторе создается большое количество корпоративных объединений самых различных видов.

Исследование форм развития интеграции компаний требует проведения конструктивной классификации видов корпоративных объединений. Наиболее логичной и обоснованной представляется классификация корпоративных объединений по следующим критериям: наличие отношений собственности, специфика целей, специализация и характер взаимоотношений интегрируемых предприятий.

В соответствии с данным подходом все корпоративные объединения могут быть разделены на два принципиально различных типа: построенные на отношениях собственности и построенные на контрактной основе. Таким образом, корпоративные объединения, различающиеся целевыми установками их создания, специализацией и характером взаимоотношений могут быть связаны как контрактными, так и отношениями собственности (см. рис. 8).

Рис. 8. Схема классификации корпоративных объединений.

В группе корпоративных объединений, построенных на отношениях собственности основное место занимают холдинговые объединения.

Холдинговые объединения образуются в ситуации, когда одна компания становится владелицей контрольного пакета акций другой (других) компаний. В этом случае данная компания (владелица акций) получает статус материнской, а другая (или другие) компании (чьими акциями владеет материнская) становятся дочерними по отношению к ней. Если одна компания владеет более чем 20% акций другой, то в соответствии с российским законодательством последняя называется зависимой по отношению к первой.

Холдинговые корпоративные объединения могут создаваться как «сверху вниз», так и «снизу вверх».


а)

б)

а) Холдинговая структура образованная «сверху вниз»

б) Холдинговая структура образованная «снизу вверх»

Обозначения: - направление контроля;

- материальные потоки;

М – материнская компания, Д – дочерние компании, А – акционеры компаний.

Рис. 9. Базисные структуры холдинговых корпоративных объединений

Первый способ реализуется тогда, когда одна компания приобретает акции других (поглощение) или создает их, оставляя у себя контрольный пакет акций.

Если при формировании холдингового объединения используется схема «снизу вверх», то, чаще всего собственники акций ряда компаний, приняв решение о целесообразности объединения, передают их в качестве взноса в уставный капитал вновь создаваемой компании, которая и становится материнской во вновь сформированном холдинге. Акционеры, передавшие акции материнской компании получают ее собственные акции.

Холдинговые объединения в современной бизнес-практике создаются как на добровольной основе, так и в результате агрессивных поглощений.

Объединения данного типа являются принципиально более управляемыми по сравнению с контрактными, исходя из формирующихся схем владения и распоряжения собственностью, участия представителей материнской компании в высших органах власти дочерних, вследствие определяющего влияния таких представителей на принятие решений о назначении руководителей исполнительной власти дочерних фирм. При этом следует отметить, что в зависимости от состава функций выполняемых менеджментом материнской компании, от уровня централизации управления холдинги можно условно разделить на сильно-, средне- и слабо централизованные (децентрализованные).

Контрактные корпоративные объединения образуются на добровольной основе и действуют, как правило, руководствуясь соглашениями о сотрудничестве (контрактами), при сохранении юридической и экономической самостоятельности участников.

Как отмечалось, бизнес-группы предприятий, финансово-промышленные группы, локальные корпоративные объединения, оболочечные и рентные объединения могут создаваться как на основе отношений собственности, (например, в форме холдингов), так и на контрактной основе. Рассмотрим их подробнее.

Бизнес-группы могут создаваться на основе вертикальной или горизонтальной интеграции, а также на базе диверсификации.

Горизонтальная интеграция связана с расширением производства однородной по какому-либо признаку продукции (услуг).

Вертикальная интеграция связана с расширением производства (деятельности) за счет объединения последовательных стадий технологического процесса изготовления продукции (предоставления услуг) и доведения ее до потребителей.

Диверсификация производства – это соединение в рамках одного объединения разных производств (видов деятельности), не связанных друг с другом технологически или предметно.

Финансово-промышленная группа - относительно устоявшаяся в России организационная форма взаимодействия партнеров, специфической чертой которой по сравнению с рассмотренными видами бизнес-групп является наличие в составе участников финансово-кредитной организации.

Следует отметить, что наличие последней характеристики способно принципиальным образом повысить эффективность функционирования объединения за счет аккумулирования и эффективного централизованного управления его финансовыми (в том числе инвестиционными) ресурсами.

Примерами формирования финансово-промышленных групп в зарубежной экономике являются японские кейрецу и корейские чебол и др.

Локальные корпоративные объединения создаются для совместного выполнения отдельных исследовательских, производственно-коммерческих, финансовых и управленческих функций двумя и более компаниями. Как и в предыдущих случаях локальные объединения могут строится как на основе отношений собственности, так и на контрактной основе.

Например, организация совместных сетей сбыта предприятиями, выпускающими взаимосвязанную продукцию или сопутствующие товары (рис. 10); создание ассоциации предприятий и передача ей функций подбора, повышения квалификации персонала, PR и др.

Рис. 10. Пример схемы формирования локального

корпоративного объединения.

Основным эффектом от создания локальных корпоративных объединений является эффект от масштаба и комплексности обеспечения потребностей клиентов (партнеров).

Многообразными и распространенными в отечественной и зарубежной практике бизнеса становятся оболочечные и рентные корпоративные объединения.

Оболочечное корпоративное объединение образуется, когда оболочная компания, которая не имеет собственных производственных активов, но обладает необходимыми финансовыми ресурсами, а часто и know-how, организует производство продукции на других предприятиях и реализует ее от собственного имени, распределяя производственный процесс между производственными компаниями на контрактной основе (рис. 11).

контракты, владение акциями (долями)

Рис. 11. Схема построения оболочечного корпоративного объединения.

Оболочечное объединение может быть «связано» отношениями собственности, а может строится только на контрактной основе.

Эффективность использования данной схемы оболочечной компанией заключается главным образом в достижении высокого уровня предпринимательской маневренности, изготовлении собственной продукции при сравнительной экономии инвестиционных ресурсов.

Рентное корпоративное объединение формируется, когда производственные активы находятся в собственности рентной компании и предоставляются ею компаниям-арендаторам для осуществления их деятельности на условиях аренды. В этом случае доходы рентной компании формируются за счет арендной платы или за счет арендной платы и дивидендов, в зависимости от того к какому виду относится объединение по признаку «отношения собственности» (рис. 12).

Рис. 12. Схема построения рентного корпоративного объединения.

Основными факторами определяющими применение рентной формы корпоративных объединений являются:

- снижение рисков рентной компании, переложение бремени ответственности перед партнерами на компании-арендаторов;

- высокая степень регулируемости финансовых потоков в системах «арендодатель - арендатор» и/или «материнская компания - дочерние компании».

Принципиально важно отметить, что в практике бизнеса все большее распространение получают смешанные объединения, представляющие собой композицию объединений построенных на отношении собственности и на контрактной основе.

Особо интересным в современных условиях представляется формирование контрактных корпоративных объединений в форме кластеров. Кластеры могут строиться на базе любой из рассмотренных форм интеграции.

По определению М. Портера, кластер - «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».

В целом определение вполне логично и прозрачно, за исключением указания на необходимость географической близости предприятий кластера, которое не в полной мере соответствует современному представлению о кластерах и направлениях их развития.

По виду деятельности можно выделить следующие основные типы кластеров:

1. Производственные кластеры:

- продуктовые (объединение предприятий, участвующих в производстве определенной конечной продукции);

- технологические (объединение предприятий для совместного осуществления их технологических процессов).

2. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии).

3. Туристические кластеры (состоят из предприятий туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других).

4. Транспортно-логистические (комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров).

5. Финансовые (банки, фонды, биржи, страховые компании и т.д.).

Основным источниками эффективности применения кластерной формы объединений являются:

- повышение уровня скоординированности взаимодействия предприятий кластера;

- сокращение транзакционыых издержек;

- снижение уровня предпринимательских рисков.

Важным видом контрактных корпоративных объединений в мировой экономике являются стратегические альянсы.

Стратегические альянсы представляют собой одну из современных контрактных форм долгосрочной межфирменной кооперации, уходящей от интегрированной иерархической модели. Сегодня альянсы рассматриваются как средство достижения стратегических целей, среди которых:

1. Обмен передовыми технологиями и знаниями;

2. Снижение рыночных рисков;

3. Снижение общих издержек;

4. Преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки.

Ведущие международные компании часто задействованы в сотнях стратегических альянсов одновременно. Стратегический альянс создается на долгий срок с целью сотрудничества в области сбыта продукции, научных исследований, опытно-конструкторских разработок, производства продукции и технологического развития.

Еще одной значимой разновидностью контрактных корпоративных объединений являются сетевые объединения. Сеть, как одна из самых динамичных кооперационных форм современной экономики, нацелена на реализацию конкурентных преимуществ ее участников. «Ей свойственны комплексные, кооперационные и относительно стабильные отношения между юридически самостоятельными, но экономически зависимыми предприятиями».

Сети имеют вертикальные, горизонтальные или диагональные связи. Однако, в отличие от простой кооперации, минимальное количество участников сети составляет три. Сетевые отношения и связи часто осуществляются опосредованно, косвенно (например, через другого партнера), что является одним из системообразующих признаков сети. Сетевые партнеры обмениваются продуктами своего труда и сотрудничают на основании рыночных и близких к ним координационных механизмов.

Одним из частных случаев сетей являются стратегические сети, отличающиеся тем, что их члены разрабатывают совместные стратегии, сотрудничая в рамках цепочки создания ценностей, объединяясь вокруг одного или нескольких фокальных предприятий, которые осуществляют управленческие функции в рамках сети.

Наиболее гибкая форма сетевой кооперации - д инамические сети – это форма оперативного объединения компаний в гибкие сети, где цепочка ценности составляется из ключевых компетенций ее участников. Целью здесь является адаптация в окружающей среде, которой свойственны резкие изменения в области технологий и высокая рыночная динамика. Характерными признаками динамичной сети являются относительная кратковременность и существование так называемого брокерского предприятия, координирующего работу участников сети.

Важными отличиями сетей от стратегических альянсов являются:

- ориентация последних на развитие и получение организационных знаний, навыков и технологий,

- различие уровней взаимной интегрированности участников и сроков существования объединений.

Следует отметить, что сетевые объединения нацелены на кооперацию с владельцами технологий и знаний, для того, чтобы воспользоваться результатами их использования, а не получить само know-how.

Чрезвычайно перспективная кооперационная форма, возникающая на базе сети, – виртуальная организация – представляет собой временную кооперацию юридически независимых предприятий, учреждений и/или отдельных лиц, которые совместно преследуют общую цель либо создают благо. Партнеры привносят в процесс собственные ключевые компетенции, а взаимодействие происходит на базе информационных технологий.

Основными чертами виртуальной организации являются:

1. Проектный характер,

2. Сетевая кооперация,

3. Низкий уровень формализации и институционализации,

4. Ориентированность на процессы,

5. Комбинация комплементарных ключевых компетенций,

6. Реализация продукта труда от имени всего виртуального объединения как самостоятельной хозяйствующей единицы,

7. Удаленность управления основанного на базе информационных технологий.

Общая схема различий корпоративных объединений по критериям долгосрочности оперативности сотрудничества и уровня интегрированности представлена на рисунке 13.

Рис. 13. Схема позиционирования основных видов

корпоративных объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: