Культура средневековой Индии

В XI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенамигуннов-эфталитов. Их вторжение принесло огромный вред индийской художественной культуре. Завоеватели разру­шили многие цветущие города, памятники древней архитектуры и искусства. И хотя власть эфталитов продолжалась короткий период, после них страна оказалась раздробленной на множество мелких го­сударств. С этого времени Индия вступает в свой новый историче­ский этап — Средневековье.

Утверждение феодализма сопровождалось в Индии целым рядом перемен и в духовной жизни. Буддийское вероучение стало оттес­няться вновь возрождающимися брахманскими верованиями, многое от них заимствуя и растворяясь в местных вероучениях и культах. Новобрахманское учение Средневековья укрепляло власть местных феодалов, поддерживало разобщенность страны, разделение жителей Индии на различные касты. Эти новые веяния времени ярче всего проявились в таких областях художественной культуры, как скульп­тура и архитектура.

С VII в. центр индийской культуры перемещается в районы Юж­ной Индии из-за беспрерывных вторжений, которым постоянно под­вергался север. И хотя в это время еще продолжалось сооружение буддийских храмов и монастырей, буддийское зодчество и живопись переживали последний этап своего расцвета. В VII—VIII вв. началась вторая эпоха пещерного строительства, которая проходила под зна­ком прославления богов индуизма. Ощущению драматизма эпохи, полной смут и тревог, стремлению прославить подвиги богов и ле­гендарных героев отвечали и новые грандиозные масштабы храмов.

Крупнейшие индийские пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, начавшие возводиться в VII—VIII вв. и продолжавшие со­оружаться вплоть до XIII в., далеко отошли от своих буддийских про­образов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и со­зерцательного покоя Будды. Мощь и размах брахманских повество­вательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Уже ранние, относящиеся к VII в. храмы Эллоры от­личались большей сложностью форм, громоздкостью внутренних дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом в толще скалы, достигали в глубину до 41 м. Длинные галереи, много­колонные террасы так же, как и стены храмовых помещений, были покрыты горельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса.

Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Эллоре небывалого совершенства. Массивные пухлые колонны име­ли капители и базы, покрытые сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов. Суро­вые и гневные каменные божества, взирающие на зрителей из таин­ственного полумрака, изображались в битве со злом или готовыми к подвигу. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворялись божествами Вишну и Шивой, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществ­ляющего круговращение Вселенной.

Черты нового времени с особой наглядностью проявились в мо­нументальной скульптуре трехликого Шивы в композиции пещерного храма на острове Элефанта. Величественный бюст трехликого боже­ства, одновременно воплощавшего силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражают размеры этой статуи. Высота одних только голов достигает 6 м, тогда как грандиоз­ность будто скрытого в камне туловища может только домысливаться воображением зрителей. Ощущение необычайной внутренней силы, какой-то космической мощи заключено в чрезмерно выпяченных крупных губах, тяжелом подбородке, сурово сдвинутых бровях и грозном выражении ликов, смотрящих на три стороны света.

Несмотря на повсеместное развитие пещерного зодчества, оно все же не могло полностью удовлетворить потребности в повествова­тельных видах искусства. Поэтому одновременно с пещерными хра­мами в VII—VIII вв. начинают воздвигаться и наземные культовые сооружения, основная масса которых была сосредоточена в южных районах Индии. В VIII в. окончательно завершился в архитектуре и скульптуре переход от образов древнего искусства к образам Средне­вековья. Огромный строительный и скульптурный опыт позволил мастерам в VIII в. вырубать в скалах грандиозные и неповторимые по своей выразительности пространственные комплексы. Таков класси­ческий памятник раннего индийского Средневековья — храм Кайла-санатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре — вершины мира, места обитания бога Шивы). Архитекторы совместно со скульпторами создали невероятный по трудоемкости, огромный по размерам, сказочный по богатству скульптурного оформления, окру­женный двором трехчастный монумент, включающий в себя пилоны, портики, галереи, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи. Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого мону­мента, уже в те времена осознавались как чудо. И поныне люди, уви­девшие Кайласанатху, задаются вопросом, как можно было без сложных механизмов высечь из целой каменной глыбы такой огром­ный монумент.

Период VIIIXIII вв. является временем подъема индийского каменного зодчества. Нас поражает обилие его форм, мощь вообра­жения зодчих, безудержная повествовательная щедрость храмовой скульптуры и декоративных ремесел. Огромные храмы Индии в Средние века играли роль универсальных сводов знаний. Они были для того времени и музеями, и сокровищницами, и своеобразными научными и художественными энциклопедиями. Их стены, покры­тые неисчислимым количеством статуй, можно было читать как страницы каменных книг, увлекающих многообразием своих сюже­тов, обилием фантастических персонажей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: