Многообразие мира культуры Индии

Глава 5

Согласно широко распространенному мнению древние культу­ры возникли в Месопотамии и Египте, о чем убедительно сви­детельствуют многочисленные памятники этих цивилизаций. Однако наряду с культурами Двуречья и Египта с полным ос­нованием к древним культурам можно отнести и индийскую культуру, которая также сумела создать бесценные сокровища. Памятники древ­неиндийской религии, архитектуры, скульптуры и живописи также отличаются большой силой воздействия и такой самобытной красо­той, что их невозможно спутать с памятниками никакой другой куль­туры. Зародившаяся в столь же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта, индийская культура прошла тот же путь раз­вития, что и эти страны. Но она зарождалась в несколько иных усло­виях, и это наложило на ее формирование особый отпечаток.

Исторический очерк. Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских уче­ний. В этом вопросе индийская культура не знает себе равных. Вто­рая особенность заключается в ее многовековом стремлении познать тайны мироздания. Третью важную черту индийской культуры состав­ляет ее обращенность к познанию человеческой души. В-четвертых, неповторимое своеобразие индийской культуры составляет также ее удивительная музыкальность и танцевальность. И наконец, важная отличительная особенность ее заключается в особом почитании ин­дийцами любви — чувственной и физической, которую индийцы не считают греховной.

Кроме того, самобытность индийской культуры во многом обу­словлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. Задолго до проникновения в Индию ариев на ее территории проживали различные антрополо­гические типы людей, основную часть которых составляли предста­вители южноиндийской (дравидской) и веддоидной расы. Однако в III тыс. до н.э. в бассейн рек Инд и Ганг пришли с севера индоарийские племена, которые покорили туземные племена. Согласно одной из версий арии пришли в Индию через Кавказ из южнорусских сте­пей. Завоеватели внесли значительный вклад в философию, науку, религию, изобразительное искусство, развитие ремесел и т.д. В целом они создали самобытную и высокую культуру, что дало им основание считать себя избранным народом, который существовал и будет су­ществовать вечно.

Как и в других древних культурах, в индийской культуре в эпоху ее формирования решающее значение сыграл природный фактор. Величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными ча­щами, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, дурманящих растений способствовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и художественной культуры. Природа сама подсказывала архитекторам и скульпторам древности их первые творческие решения. Она придала высокий размах и гран­диозную масштабность древним сказаниям индийского народа о бо­гах-исполинах, о героях, наделенных космической силой, добрых и злых духах, населяющих каждое дерево, гору или реку.

Вера в чудодейственную силу природы стала основой индийской мифологии, всей индийской культуры. Индийская мифология слу­жила неиссякаемым источником для изобразительного искусства и архитектуры. Неразрывно связанные друг с другом архитектура, скульптура и живопись донесли до нашего времени образы как пре­красных, так и устрашающих людей, зверей и демонов, выражавших легендарно-мифологическое мироощущение жителей Древней Ин­дии. По своей разносторонности, значительности, образности древ­неиндийское искусство стоит в одном ряду с египетским, месопотам-ским, китайским, с которыми имело довольно тесные контакты и восприняло их многие художественные принципы.

Индийская культура никогда не была замкнутой, но ее своеобра­зие и уникальность заключаются в чрезвычайной устойчивости тра­диций. Начиная с древности многие поколения индийских зодчих, скульпторов и художников не переставали высекать в скалах пещер­ные храмы, украшать их резьбой и статуями мифологических героев Махабхараты и Рамаяны. Именно на заре развития индийской куль­туры была создана основа ее разнообразного художественного твор­чества. Тогда родились художественные образы такой непередавае­мой силы, что все последующие поколения художников черпали из них свое вдохновение. В течение многих столетий сохранялись типы архитектурных сооружений, рожденные в древности, и скульптурные формы, образующие с ними органическое целое.

Само название страны «Индия» произошло от названия реки на северо-западе страны. Сами индийцы называли ее Синдху (нынеш­ний Инд), иранцы — Хинду, греки — Индос, а живущих по ее бере­гам людей — индами. Под Индией у греков понималась Индская страна, или Страна индов. От греков это название перешло в другие европейские языки.

Почти пятитысячелетняя история индийской художественной культуры, конечно, не была единой и непрерывной. Ее можно разде­лить на два основных периода. Первый — это время хараппской ци­вилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500—1800 гг. до н.э.). Второй период — арийский — охватывает всю последующую индий­скую культуру и обусловлен приходом и расселением арийских пле­мен в долинах рек Инд и Ганг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: