Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Цель и задачи гуманистического воспитания. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Противоречия в воспитательном процессе как его движущие силы. Общая характеристика основных закономерностей воспитания. Общая характеристика принципов воспитания. Основополагающие принципы современной педагогической теории: «гуманизация воспитания» и «дифференциация воспитания». Основные направления воспитания в современной школе. Воспитание базовой культуры современного школьника в процессе формирования мировоззрения и гражданской позиции, основ нравственной и духовной культуры, трудового воспитания, профессиональной ориентации, эстетической культуры личности и физического развития. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Особенности формирования чувства патриотизма и интернационализма современной молодежи.

Система форм и методов воспитания. Понятие и сущность методов воспитания. Основные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Условия эффективного выбора и оптимального сочетания методов воспитания в педагогическом процессе. Понятие «форма воспитания». Классификация форм воспитания. Выбор форм воспитания. Характеристика традиционных форм воспитания. Инновационные формы воспитания и их характеристика.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Основные нормативные документы, отражающие содержание деятельности классного руководителя в современных условиях. Задачи, место и роль классного руководителя в современных условиях. Содержание и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование работы классного руководителя.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Педагогическое общение как основа целенаправленного взаимодействия в воспитании. Педагогически целесообразные взаимоотношения. Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа формирования взаимоотношений. Педагогический такт и авторитет учителя. Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников.

Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятия: «субъект воспитания», «объект воспитания». Основные теоретические подходы к проблеме коллектива как одного из средств воспитания. История становления теории развития детского коллектива (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Понятие «коллектив», его сущность, признаки и структура. Основные функции и законы жизни детского коллектива. Процесс развития детского коллектива. Традиции коллектива. Система зависимостей в коллективе. Особенности организации деятельности в коллективе. Основные функции коллектива. Позиция педагога в коллективе. Сущность закона «параллельного педагогического действия» А.С. Макаренко. Педагогический коллектив школы.

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Семья как специфическая педагогическая система. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.


№ п/п Наименование и содержание раздела Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
  Введение в педагогическую деятельность Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориентированного обучения и др. Проблемная лекция, лекция-диалог, практическое занятие, самостоятельная работа, консультация. ОПК-4; ОПК-8; З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, реферат, доклад, аналитический обзор литературы, Интернет-источников.
  Общие основы педагогики Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориентированного обучения и др. Проблемная лекция, лекция-диалог, практическое занятие, самостоятельная работа, консультация. ОПК-4; ОПК-8; З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, реферат, доклад, аналитический обзор литературы, Интернет-источников.
  Теория обучения Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориентированного обучения и др. Проблемная лекция, лекция-диалог, практическое занятие, самостоятельная работа, консультация. ОПК-4; ОПК-8; З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, реферат, доклад, аналитический обзор литературы, Интернет-источников.
  Теория и методика воспитания Субъект-субъектного взаимодействия с элементами проблемного изложения, эвристического, развивающего, профессионально-ориентированного обучения и др. Проблемная лекция, лекция-диалог, практическое занятие, самостоятельная работа, консультация. ОПК-4; ОПК-8; З-1,2,3,4,5,6,; У-1,2,3,4,5; В-1,2,3. Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, реферат, доклад, аналитический обзор литературы, Интернет-источников.
  Промежуточная аттестация – экзамен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: