Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания

Не будет преувеличением сказать, что с конца 1980-х гг. усилия реформа­торов системы образования в нашей стране в значительной мере были на­правлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Мотивация этих усилий связана со справедливой критикой практик пре­жнего советского воспитания, которое было полностью подчинено идео­логическим установкам тоталитарного государства и имело дегуманизированный характер. Но вместе с этой критикой авторитарного, обезличен­ного воспитания в научно-педагогических кругах утвердилось ничем не оправдываемое отрицательное отношение к воспитанию вообще.

Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования пробле­мам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Наряду с офи­циальным взглядом на воспитание как направленное воздействие на лич­ность в российском обществе большую популярность имели концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания. Пред­ставления о воспитании связывались с идеями служения Отечеству и лич­ной свободы воспитуемых, «возбуждения у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине... чтобы личность была одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом» (Н. И. Пирогов).

В начале XX в. в России получили широкое развитие идеи свободного воспитания. В трудах русских философов-идеалистов оформилась идея экзистенциального подхода к нему.

В. В. Зеньковский, до конца жизни остававшийся на этих позициях, убе­дительно показал, что «задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения». При этом он считал, что педагогические приорите­ты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: «В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнитель­ной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место» (Педагогическое наследие русского зарубежья. — М., 1993. - С. 157).

Эта ценностная иерархия была нарушена в массовой советской школе, которая взяла на вооружение идеи «воспитывающего обучения» и «вос­питательного коллектива», основанные на объектном подходе к ребенку и трактовке воспитания как воздействия на него. Пожалуй, лишь В. А. Сухомлинский, продолжая традиции отечественного духовно-нравственно­го воспитания, понимал его как главный труд души ребенка, направлен­ный на интериоризацию общечеловеческих ценностей. Все это убеждает в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований.

Ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одоб­ряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогичес­кой культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных от­ношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концеп­туализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания. Вместе с тем на практике нередко можно встретиться с таки­ми явлениями, как неосознанные ценностные ориентации или, наоборот, строго заданные нормативные ценностные установки, не предполагающие выбора. Последнее было присуще командно-административной воспита­тельной системе тоталитарного государства. Заданными ценностями вос­питания были воспитательный коллектив, детская общественно-полити­ческая организация, общественные интересы, воспитание на примере жиз­ни и деятельности В. И. Ленина, идейность, единство требований и т. д. В такой воспитательной системе ценностное отношение к человеку, ребен­ку, его индивидуальности и самобытности не культивировалось. Недаром наша педагогическая общественность, как и широкие массы населения, не были до недавнего времени знакомы с такими основополагающими для организации воспитания документами, как «Декларация прав человека» и «Международная конвенция о правах ребенка». <...>

Абсолютной ценностью воспитания и является ребенок, человек как «мера всех вещей». Человек — это и цель, и результат, и главный критерий оцен­ки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении — это гу­манистический, личностно-ориентированный процесс.

Для выявления сущности личностно-ориентированного воспитания важ­но понять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на достиже­ния современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассматривать в трех изме­рениях — как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосуществуют в ре­бенке каждая сама по себе. Нет, человек — существо целостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных этапах признается противо­речие между социальным и биологическим, природным началом. И един­ственно правильный путь его разрешения — это «окультуривание» чело­веческих потребностей. <...>

Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень само­сознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоя­тельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире ду­ховных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свобод­ный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давле­ния на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного при­нятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократи­зации образовательно-воспитательной системы.

Человек культуры — личность творческая, вариативно мыслящая, посто­янно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество про­является во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, орга­низации досуга, общения и т. д. Педагогически значимые ориентиры твор­ческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как разви­тые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.

Цель воспитания человека культуры включает и практическую подготов­ку его к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускник со­временной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствова­ния, диалога культур и народов, межнационального общения, новой ре­лигиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами эко­номики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знания религиозных праздников, народных обычаев и т. д. В новых усло­виях актуализируется бережное отношение человека к своему физиче­скому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом.

Особый пласт духовности гражданина составляют общенациональные ценности. В России как многонациональном государстве этот вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэтнического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспи­тания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа (Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ори-ентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29-31).

В чем заключается гуманистический смысл воспитания? Попро­буйте определить пути реализации ценностных оснований воспита­ния в современной школе. Приведите примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: