Связь педагогики с философией

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. Методологическая (направляющая) функция философии по отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Философия - это фундамент педагогики. Часть философии, которая специально занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания. Основные педагогические концепции, опирающиеся на философские направления, это:

прагматизм (философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности);

неопрагматизм (сущность - самоутверждение личности);

неопозитивизм (философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией, задача воспитания - формирование рационально мыслящего человека);

экзистенциализм (философское направление, признающее личность высшей ценностью мира, характерно недоверие к целям и возможностям воспитания, религиозный подтекст);

неотомизм (религиозное философское учение, согласно которому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала);

бихевиоризм (рассматривает человеческое поведение как управляемый процесс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: