Вселенная, которую мы ощущаем

Ощущение мира – это сенсорный опыт, т.е. опыт отношений с окружающим миром. Связь с окружающим нас миром происходит посредством энергетических взаимодействий (излучения, силы и т.п.), которые затрагивают нашу нервную систему. Отсюда возникает вопрос: возможно ли утверждать, что вселенная существует независимо от нас? Может ли она существовать, если нет никого, кто бы её почувствовал, ощутил? Вот, что говорит по этому поводу Корцибский: «…реальность, такая, какой мы её знаем, не существует сама по себе; она является продуктом нашей нервной структуры» (Saucet, 1996, 36). У всех людей одинаковая система перцепции (сенсорная система). Поэтому вполне логично, что, коли уж, для ощущения мира мы используем сенсорную систему, ощущения от реальности у всех одинаковые. Эту совокупность общих для всех ощущений мы и зовем реальностью.

В то же время, вышеизложенное приводит нас к мысли, что невозможно отделить наблюдателя от объекта наблюдения: «Физик из Принсетона, Джон А.Вилер, сичтает, что термин «наблюдатель» следовало бы заменить термином «участник». По его мнению, эта замена подчеркнула бы ту новую роль, которую играет сознание в физике. Он не отрицает существование объективной реальности, наоборот, он утверждает, что объективная и субъективная реальности состоят, в некотором роде, друг из друга. Они формируют «самовозбуждающиеся» системы и могут существовать только во «взаимосвязи». Они пишет: «Возможно ли, что вселенная существует, благодаря перцепции кого-то одного, или благодаря участию тех, кто «участвует»? Акт жизни – это акт участия. Участник – это новый концепт, который дан нам квантовой механикой. Он изгоняет из классической теории «наблюдателя», этого человека, который прятался в укрытии и смотрел на происходящее через стекло, не принимая ни в чем участия. Такого не может быть! Об этом говорит квантовая механика»». (Тalbot, 1984, 46). Все это очень важно для остеопата, человека, живущего ощущениями.

То, что мы называем реальностью, возникает потому, что мы используем общую сенсорную систему. А так же благодаря повторяющимся опытам в совокупности с образованием, которое предлагает нам (или обязывает нас?) интерпретировать наш сенсорный опыт в соответствии с «консенсусом», который царит в нашей среде обитания. Повторение и общность интерпретаций создают нашу реальность. Речь идет об обусловленности.

Этот процесс позволяет нам понять, что существует два типа реальностей: «Очень часто происходит путаница между двумя разными аспектами того, что мы зовём реальностью. Первый имеет чисто физические признаки, признаки объективно чувственной стороны вещей. Он связан с правильной сенсорной перцепцией, в значении «единой для всех», с объективной проверкой, с воспроизводимостью и научностью. Второй аспект связан с присвоением значения и смысла вещам. Он основан на коммуникации». (Watzlawick, 1978, 65). Первая реальность связана с сенсорной системой, которую мы все используем, с телом. Вторая – с интерпретацией того, что мы почувствовали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: