Почему мы общаемся?

В определениях, данных словарями, очевиден недостаток: они говорят лишь об одной основной цели общения. Концепция общения подразумевает обмен. Это верно. Но достаточно ли одного этого для смысла для объяснения мотива общения? Я думаю, что нет. Если мы ограничим смысл цель общения обменом, не лучше ли заменить общение взаимоотношениями? Но смысл термина взаимоотношения ограничивается только обменом. Концепция взаимоотношений отлично подходит для физического мира (обмен веществ, циркуляция или обмен жидкостей). Когда же мы говорим о живой природе, этот термин применим лишь от части. Обмен означает проявление, без объяснения мотива появления общения между двумя живыми, т.е. обладающими сознанием, единицами.

В логической паре причина/следствие живое существо делает что-либо, чтобы иметь что-либо. Два сознания общаются, чтобы получить взаимопонимание. Именно поэтому мы должны знать следующие языковые тонкости. Существуют просторечный и классический латинский языки. Во французском языке глагол понимать (фр.: comprendre) происходит от просторечного латинского comprendere. А от comprehender из классического латинского языка происходит глагол схватить, поймать. Последний во французском языке имеет много значений: «Осознать, понять смысл чего-либо», «Обнаружить, заметить причины чего-либо», «Обобщить, инкорпорировать», (Larousse) «Содержать внутри себя» (Larousse).

Связь глаголов общаться и понимать дает нам ключ к осознанию цели общения. Более того: стремление заключить внутрь себя, абсорбировать, иметь можно рассматривать как одну из основ фундаментального поведения всего живого. Начав с простейшего примера – питания – мы можем пойти дальше, идее двигаться в сторону другого живого существа, чтобы овладеть им. Это источник мощного стремления к экспансии, которое позволило живым существам развиваться от простого к сложному. Мы обнаружим это стремление к овладению другим существом в фундаментальном поведении обладания. В его основе лежит следующая идея: нужно овладеть, чтобы выжить… «Завладеть чем-либо, съев это или выпив, т.е. инкорпорировав – это древний способ обладания (…). Естественно, большинство предметов не могут быть присвоены, инкорпорированы физическим образом. Но существуют так же символические и магические способы овладения. Если я буду считать, что я инкорпорировал образ бога, отца или животного, то ничто не сможет отнять его у меня (…). Существуют и другие формы инкорпорирования, которые не связаны с нуждами существа, и поэтому не имеют границ. В эпоху потребления люди стремятся проглотить мир». (Fromm, 1978, 44-45).

Сегодня человек не может понять другого человека, абсорбировав его. Эволюционируя, наше сознание придумало замену этому поглощению: вместо того, чтобы абсорбировать другого в физическом смысле, можно обменяться чем-то нематериальным, т.е. информацией. Таким образом, общение, коммуникация замещает невозможность поглощения другого существа. Так как противоположное существо стремится сделать то же самое, возникает взаимность, т.е. обмен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: