Учебные и справочные издания. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий

Основные:

Теория литературы: В 2 т. Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: «Академия», 2004, (2006, 2008, 2010). Т.1. Ч. 1. Гл. 3. C. 77-104.

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Учебное пособие / Под. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008 (см.: Интертекстуальность, Классицизма поэтика, Контекст, Компаративизм, Литература художественная, Миф в литературе, Мифопоэтика, Неклассическая художественность, Парадигмы художественности, Реализма поэтика, Романтизма поэтика, Сентиментализма поэтика, Символизма поэтика, Традиционализм рефлективный, Художественность).

Введение в литературоведение. Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Чернец. М.: «Академия», 2010. Ч. 3. С. 632-665.

Хализев В.Е. Теория литературы. М.: «Академия», 2009. Гл. VIII. C.387-405.

Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века: Антология / Сост. Г.А. Белая. М.: РГГУ. 2003.

Дополнительные:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: В 2 тт. Учебное пособие для вузов. М.: Academia, 2004, (2006, 2008, 2010). Т.2.

Теория литературных жанров. Учебное пособие для вузов / М.Н. Дарвин, Д.М. Магомедова, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа; под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: «Академия», 2011.

Жирмунский В.М. Биография писателя. Личная и социальная биография писателя. Литературный аспект биографии писателя // В.М. Жирмунский. Введение в литературоведение. Курс лекций. М., 2009. С.108-168.

Зарубежная литература XIX века. Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990 и др. гг.

Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990 и др. гг.

Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX – начала XX века: Хрестоматия. М., 1982 и др. гг.

Научная литература

Основная:

Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 3-14.

Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки // А.Н. Веселовский. Избранное: На пути к исторической поэтике. М., 2010.

Лотман Ю.М. Память культуры. История и семиотика //Ю.М. Лотман. Внутри мыслящих миров. М.,1999. С. 301-385.

Михайлов А.В. Методы и стили литературы. М.6 2008.

Тюпа В.И. Литература и ментальность. М., 2009.

Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Т.С. Элиот. Назначение поэзии. Киев, 1997.

Дополнительная:

Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. С. 3-25.

Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.: РГГУ, 2008.

Кемпер Д. Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна. М., 2009.

Кнабе Г.С. Русская античность. М.: РГГУ, 2000.

Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997.

Манн Ю.В. Русская литература ХХ века. Эпоха романтизма. М., 2007.

Методология анализа литературного процесса. М., 1989.

Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

Рикёр П. Память, история, забвение. М., 2004.

Шайтанов И.О. Компаративистика и/или поэтика. М., 2010.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.


[1] См.: Тюпа В.И. Парадигмы художественности (конспект цикла лекций) // Дискурс. Вып. 3-4. Новосибирск, 1997.

[2] Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. С. 225.

[3] Там же. С. 264.

[4] См.: Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой липтератары. М., 1981.

[5] См.: Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2. М., 2004.

[6] См.: Там же.

[7] Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. C. 51.

[8] См.: Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2. М., 2004.

[9] Кант И. Из «Антропологии в прагматическом отношении» // Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 3. М., 1967. C. 77.

[10] Там же. С. 79.

[11] Шлегель Ф. Фрагменты // Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 3. М., 1967. C. 254.

[12] Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968-73. Т. 1. C. 84.

[13] Соловьев В.С. Обший смысл искусства// В.С. Соловтев. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т.2. C. 404.

[14] Корман Б.О. Теория литературы. Ижевск, 2006. C. 210.

[15] Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного вкека» // Русская поэзия «серебряного вкека», 1890-1917: Антология. М., 1993. C. 42.

[16] См.: Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 2004. (Первоначальная публикация статьи М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьева и В.С. Швырева на тему неклассической рациональности была осуществлена в 1970 г.).

[17] Faryno Y. Поэтика Пастернака.Wien, 1989. C. 45.

[18] Пришвин М.М. О Розанове // Контекст 1990. М., 1990. C. 209.

[19] Валери П. Об искусстве. М., 1993. C. 103.

[20] Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. C. 56.

[21] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 18.

[22] Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – начала ХХ века в свете исторической поэтики. М., 1997. C. 214-215.

[23] Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. C. 339.

[24] Бахтин М.М. Собр. cоч.: В 7 т. Т. 5. С. 344.

[25] Мандельштам О.Э. Слово и культура. М., 1987. C. 49.

[26] Валери П. Об искусстве. C. 91.

[27] Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. C. 549-550.

[28] Бродский И.А. Нобелевская лекция // Он же. Соч.: В 4 т. Т. 1. СПб., 1992. C. 14.

[29] См.: Добренко Е. Формовка советского читателя. СПб., 1997; Добренко Е. Формовка советского писателя. СПб., 1999.

[30] См.: Левин Ю.И. и др. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. Vol. 7-8. Amsterdam, 1974.

[31] См.: Клинг О.А. Поэтический мир Марины Цветаевой. М., 2001.

[32] См.: Лейдерман Н.Л и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 годы: В 2 т. М., 2003.

[33] См.: Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988.

[34] Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992. C. 119.

[35] Бродский И.А. Нобелевская лекция. C. 15.

[36] Цветаева М.И. Искусство при свете совести // М.И. Цветаева. Об искусстве. М., 1991. C. 87.

[37] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 354.

[38] Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. C. 100.

[39] Прочь, непосвященные

[40] Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. С. 162.

[41] Зелинский Ф.Ф. Закон хронологической несовместимости и композиция «Илиады» // Сборник в честь Ф.Е. Корша. М., 1896.

[42] Веселовский А.Н. Из лекций по истории эпоса // А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 450.

[43] См.: Азбелев С.Н. Отношение прелания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) // Славянский фольклор и историческая действительность. М.; Л., 1965.

[44] Пропп В.Я. Русская сказка. С. 52.

[45] Там же. С. 103.

[46] См.: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1986 (первое издание – 1946). См. также: Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. С.192-193

[47] Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1980. С. 180.

[48] Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 226.

[49] Ср.: «В волшебной сказке всякое событие предопределено как возможное развите всем, что предшествовало данному событию, т.е. тем, какие персонажи были введены, что с ними произошло и т.д. Эта предопределенность всякого события в сказке обусловлена, очевидно, не законами объективной действительности (ведь сказка не претендует на правдивость), а только интересами повествования», тогда как в мифе «такой формальной предопределенности нет» (Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. С. 52).

[50] Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992. С. 38.

[51] Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С. 106.

[52] Стеблин-Каменский М.И. Миф. С. 86.

[53] Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 593.

[54] См.: Tesnière L. Eléments de sintaxe structurale. P., 1959; Greimas A.-J. Sémantique structurale. P., 1966.

[55] Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С7 262-263.

[56] Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С.265.

[57] Бахтин М.М. Эпос и роман // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. С. 477.

[58] Напомним: речевой жанр «определяется предметом, целью и ситуацией высказывания» (6, 371).

[59] О хазарах из Повести временных лет.

[60] Пропп В.Я. Русская сказка. С. 29, 40.

[61] Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. C. 37.

[62] Там же. C. 36. Попутно заметим, что утверждение М.Н. Липовецкого, будто «сказочный мир подвластен повествователю», как его «создателю» (Там же. C. 37), по отношению к фольклорному тексту является ошибочным.

[63] Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители // О.И. Капица. Русская народная сказка. М.; Л., 1930. С. 7.

[64] Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. C. 154.

[65] Пришвин о Розанове // Контекст-1990. М., 1990. С. 210.

[66] Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени. Новосибирск, 1994. С. 98-99.

[67] Там же. С. 100-101.

[68] Левин Ю.И. Структура евангельской притчи // Ю.И. Левин. Избр. труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.

[69] См.: Ромодановская Е.К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII - XIX веков. Новосибирск, 1985.

[70] Ср.: Фараон «надевает на палец Иосифа перстень со своего пальца (овеществление магии власти)» (Аверинцев С.С. Иосиф Прекрасный // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1. С. 556).

[71] Аверинцев С.С. Притча // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 305.

[72] Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная «словесность». С. 257.

[73] Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 513.

[74] Не случайно заглавиями многих комедий А.Н. Островского служили паремии (пословично-поговорочные сентенции), а своеобразным истоком русской литературной комедии служит «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.

[75] Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973. С. 163.

[76] Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997. С. 25

[77] Там же.

[78] Аверинцев С.С. Византийская литература // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2. М., 1984. С.345.

[79] Там же.

[80] См.: Cuddon J.A. The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. L., 1999. P. 39.

[81] Кошанский Н. Частная реторика. СПб., 1932. С. 59, 65.

[82] Курганов Е. Анекдот как жанр. С. 39, 42.

[83] Петровский М. Анекдот // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 томах. Т. 1. М.; Л., 1925. Стлб. 52.

[84] Курганов Е. Анекдот как жанр. С. 8.

[85] Там же. С. 10.

[86] Там же. С. 25.

[87] Аверинцнв С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973. С. 161.

[88] Там же. С. 188.

[89] Там же. С. 160.

[90] Мандельштам О.Э. Слово и культура. М., 1987. С. 72-75.

[91] Аверинцнв С.С. Плутарх и античная биография. С. 121.

[92] Там же. С. 168-169.

[93] Там же. С. 126.

[94] Там же. С. 170.

[95] Там же. С. 187.

[96] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 203.

[97] Там же.

[98] Мандельштам О.Э. Слово и культура. С. 72.

[99] Аверинцнв С.С. Плутарх и античная биография. С. 135 (курсив автора – В.Т.).

[100] Аверинцнв С.С. Плутарх и античная биография. С. 76.

[101] Там же. С. 259.

[102] Термин «рассказ» появляется в рецензии К. Полевого«Черная немочь, повесть М. Погодина» (Московский телеграф, 1829, ч. 28, № 15), впервые выстроившего расхожую парадигму количественных жанровых различий литературной прозы (роман – повесть – рассказ), впоследствии закрепившуюся благодаря статье В.Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года».

[103] Локс К. Рассказ // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. Т.1. М.; Л., 1925;

[104] Ср. авторскую рефлексию А,П, Чехова: «Делая рассказ, хлопочешь прежде всего о рамках: из массы героев и полугероев берешь только одно лицо … кладешь это лицо на фон и рисуешь только его, его и подчеркиваешь, а остальных разбрасываешь по фону, как мелкую монету, и получается нечто вроде небесного свода: одна большая луна и вокруг нее масса очень маленьких звезд» (письмо А.С. Суворину от 27.10.1888).

[105] Cкобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982. С. 59. Процитированное определение автор справедливо распространяет на рассказ и новеллу, однако принимаемое им отождествление этих жанров, как уже говорилось и будет показано далее, совершенно неубедительно.

[106] Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века. М., 2007. С. 40.

[107] Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». М., 1989. С.42-43.

[108] См.: Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина. Новосибирск, 2001 (гл. 6).

[109] Попова И.Л. Смех и слезы в «Повестях Белкина» // А.С. Пушкин. Повести Белкина. М., 1989. С.503, 509.

[110] Толстой Л.Н. О литературе. С.18.

[111] Ср.: «Мы не довольствовались видеть людей известных в колпаке и в шлафорке, мы захотели последовать за ними в их спальню и далее» // Литературная газета, 1830, № 5.

[112] Лужановский А.В. Выделение жанра рассказа в русской литературе. Вильнюс, 1988. C.124, 111.

[113] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Х. СПб., 1914. С. 420.

[114] См.: Тамарченко Н.Д, Русская повесть Серебряного века. М., 2007.

[115] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 480.

[116] Бицилли П.М. Творчество Чехова: Опыт стилистического анализа // П.М. Бицилли. Трагедия русской культуры. М., 2000. С. 205.

[117] Страда В. Антон Чехов // История русской литератры: ХХ век: Серебряный век. М., 1995. С. 62.

[118] Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982. С. 34

[119] Страда В. Антон Чехов. С. 49.

[120] Чехов А.П. ПСС и П: В 30 т. М.: Наука, 1974-1983. Соч., т. 11. С. 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: