Общая характеристика власти

Как отмечалось ранее, одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.

Во-первых, присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассо­вом обществе, в первобытном и классово организованном. Следова­тельно, власть — явление социальное.

Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рам­ках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.).

Власть реализуется в форме не просто общественного отноше­ния, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее от­ношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой — подвластного. Они являются субъектом и объектом вла­стеотношения.

В-третьих, власть воплощается (материализуется) в опреде­ленных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.

В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм)- Они обязательное ус­ловие и средство функционирования власти. Таким образом, соци­альная власть выступает регулятором общественных отношений.

В-пятых, власть - это интеллектуально-волевой процесс, т.е проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.

Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физиче­ская, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздейст­вия и т. д. Что касается принуждения, то оно не связано непремен­но с насилием, оно может носить косвенный характер, по в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли власт­вующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то на­лицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвую­щего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.

Применение того или иного метода зависит от конкретных исто­рических условий реализации власти, ее характера и структуры.

В научной литературе нет единого понимания власти, что объ­ясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.

Наиболее древний подход объясняет власть как явление теоло­гическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.

Сторонники антропологического подхода видят источник вла­сти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремит­ся к автономии, свободе, а с другой — не может существовать вне социальной среды.

Антропологический подход близок к психологической интер­претации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других. 3. Фрейд считал, что в психике человека имеются структу­ры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради лич­ной защиты и успокоения.

Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказыва­ет определяющее влияние на другого и контролирует его действия.

Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые кон­фликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рас­сматривается как функция системы, способная мобилизовать ре­сурсы общества для достижения общих, коллективных целей.

Существует и структурно-функциональная интерпретация вла­сти, которая рассматривает власть как свойство социальной органи­зации и самоорганизации человеческой общности.

Теория конкурентных интересов основывается на том, что лю­ди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требу­ется власть.

Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскры­вает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает вла­сти осмотрительность, предсказуемость и активность.

Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как спо­собность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организа­ции) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: