Государственная власть. Государственная власть - разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками

Государственная власть - разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государствен­ная власть имеет свои особенности. Эта власть:

во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле по­нимается общественный характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в общест­ве. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профес­сиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;

в-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государст­венной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стра­не нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государст­ва. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к государственно­му суверенитету. Что касается независимости государственной вла­сти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударст­венные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;

в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю тер­риторию страны и все ее население;

в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов ч других общеобязательных актов юридического характера. Госу­дарственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для са­мой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемы­ми им нормами права.

Некоторые ученые проводят сравнение характерных черт госу­дарственной власти и власти при первобытном строе и выделяют следующие их особенности (проф. М.И. Байтин).

1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных клас­сов, социальных групп, слоев населения, которые занимают гос­подствующее положение в обществе и в силу этого обладают и госу­дарственной властью.

2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой дея­тельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-ли­бо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно организован­ном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой дея­тельностью,

3. При первобытнообщинном строе, где в целом не существова­ло внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение. Государственная власть ши­роко использует санкции, различные виды государственного при­нуждения, для чего создает специальный карательный аппарат.

4. Для содержания государственного аппарата и всей государст­венной власти требуются специальные средства, которые взимают­ся с населения, — налоги. Родовому строю они не были известны.

5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кров­ного родства, государственная же власть управляет по территори­альному принципу.

Кроме того, появились понятия «подданство» или «гражданство».

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, по­требностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государствен­ная власть должна проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: