По спецкурсу

«ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Прежде чем начинать изложение материала на лекции, необходимо обеспечить студентов учебно-методической литературой из фондов библиотеки или других источников.

Лекцию необходимо начинать с объяснения темы и основных вопросов, рассматриваемых в течение ее прочтения.

В первой части лекции следует сделать общий обзор литературы, которая имеется в остальных фондах и электронных версиях, кроме того, необходимо остановиться на степени научной разработанности темы лекции, для этого дать информацию студентам об авторах, которые занимались разработкой данной проблематики.

Во время изложения материала особое внимание необходимо уделять дискуссионным и неоднозначным материалам рассматриваемых вопросов. Во время изложения материала не следует навяливать студентам какую-то определенную точку зрения, и выдавать информацию объективно и не предвзято.

Еще одним важным моментом чтения лекций является организация концентрации внимания студентов на изучаемом материале.

Для достижения этой цели лектору необходимо создать и иметь постоянный контакт с аудиторией студентов. Поэтому во время изложения материала лектору иногда следует отвлекаться от вопросов «официальной» темы и использовать для привлечения концентрации внимания дополнительную информацию из «неофициальных» источников по изучаемой теме (решение допустимого приема; исторического курса; личного опыта и т.д.).

Во время чтения лекции студенту может быть предоставлено право задавать появившиеся вопросы, или право требования повторить изложенную информацию (в пределах разумного), либо данное право студент может реализовать на заключительном этапе чтения лекции.

При завершении рассмотрения каждого вопроса темы в отдельности лектор обязан сделать основные выводы и обратить внимание студентов на логику их построения. По окончании лекции преподаватель должен продублировать сделанные выводы.

В настоящее время стало популярным привлечение во время чтения лекций средств электронно-вычислительной техникой если в этом есть необходимость, то это может дать дополнительный эффект усвоения информации. Данное использование средств электронной техники требует специально-оборудованного аудиторного фонда.

Особый вопрос проведения лекционных занятий в современный период научно-технического развития – это использование студентами средств электронной фиксации информации, получаемой на лекции (диктофоны, телефоны, видиокамеры и т.д.). Данный аспект должен регулироваться соглашением сторон (студентами и преподавателями), поскольку на информацию, излагаемую во время проведения лекций, распространяется авторское право. Кроме того, есть закрытая информация, есть закрытие темы, есть закрытие учебного заведения (гриф секретно еще не отменен).

Проведение семинарского занятия преподаватель должен начинать с выяснения вопроса о том, какую информацию нашли студенты для подготовки к рассмотрению данной темы (научные библиотеки, домашние библиотеки, библиотеки организаций, где работают их родители, кабинеты кодификации, электронные ресурсы, интернет и т.д.).

Перед началом семинарских занятий (минимум за 5 дней) студентам выдаются задания с указанием тематики и список литературы для ее поиска и анализа.

Семинарское занятие может проводиться в устной форме (устный опрос), письменной форме (письменный опрос), тестирования на бумажном носителе, тестирования на электронном носителе, ролевой игры, решение казусов и т.д. (дискуссионные столы), защита реферата, доклад, содоклад, рецензирование, оппонирование.

Студенты, активно участвовавшие в проведении семинарского занятия, оценивается преподавателями по пятибалльной шкале (оценивается качество и количество усвоенного материала).

После рассмотрения каждого вопроса темы семинара преподаватель делает выводы о качестве подготовки отвечающих на вопросы студентов, указывает им на их возможные и допущенные ошибки. После окончания всего семинара подводит итоги, оглашает оценки, называет тему следующего семинара.

Семинарские занятия могут проводиться со студентами и без предварительного чтения лекций по некоторым темам.

Обучающие тесты

Тест №1.

1. Какими признаками обладает социальная ценность права?

a) инструментальностью,

b) гуманностью,

c) формальной определенностью.

2. Как соотносится международное и внутригосударственное право?

a) дополняют друг друга,

b) являются самостоятельными частями правовой системы,

c) международное право превалирует над государственным.

3. Как соотносятся юридические конструкции право и закон?

a) это одно и тоже,

b) это разные правовые явления,

c) они дополняют друг друга.

4. Какие юридические конструкции являются правовыми средствами?

a) договор,

b) законодательный акт,

c) морально-этические правила.

5. Какие правила и нормы являются поощрительно-стимулирующими?

a) объявление благодарности,

b) снятие ранее наложенного взыскания,

c) восстановление в правах.

6. Проведение каких юридических мероприятий может ограничить реализацию прав человека и гражданина?

a) введение на территории чрезвычайного положения,

b) проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в пределах действия текущего законодательства,

c) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

7. Какие источники права являются основными для континентальной правовой семьи?

a) обычай,

b) прецедент,

c) традиция,

d) религиозная норма.

8.Какие источники права являются основными для традиционной правовой семьи?

a) обычай,

b) договор,

c) закон,

d) судебная практика.

9. Какие принципы характеризуют самоуправление в социальных системах?

a) возможность выбора варианта поведения субъектом правоотношения,

b) вертикальность подчинения субъектов правоотношения,

c) иерархичность возможностей в принятии решений.

10. Что является злоупотреблением субъективным юридическим правом?

a) затягивание судебного процесса сторонами,

b) дача ложных показаний обвиняемым,

c) отказ от размена квартиры сособственником жилья.

Тест №2

1. Как соотносятся такие социальные явления как гражданское общество и государство?

a) гражданское общество первично по отношению к государству,

b) государство создает условия для возникновения гражданского общества,

c) государство и гражданское общество это одно и тоже.

2. Какие признаки характеризуют понятие суверенитет?

a) верховенство власти,

b) независимость власти,

c) подконтрольность власти.

3. Какие разновидности суверенитета характеризуют политико-правовые отношения?

a) государственный,

b) народный,

c) национальный,

d) личный.

4. В чем проявляется национальная идентичность личности?

a) компактности проживания на территории,

b) этно-культурных особенностях: язык, обычаи, письменность.

c) цветом: глаз, кожи, волос.

5. Какие источники права являются основными для англо-саксонской правовой семьи?

a) корпоративные нормы,

b) прецедент,

c) традиция,

d) правовая доктрина.

6. Какие источники права являются основными для религиозной правовой семьи?

a) прецедент,

b) нормативно-правовой акт,

c) юридическая доктрина,

d) религиозные тексты.

7. Какие источники права являются основными для восточной правовой семьи?

a) этические нормы,

b) закон,

c) прецедент,

d) религиозные нормы.

8. Что является целью права?

a) регулирование споров,

b) удовлетворение частных интересов сторон,

c) наказание правонарушителя,

d) устрашение человека.

9. Какие принципы характеризуют управление в социальных системах?

a) соподчинение нижестоящих субъектов вышестоящим,

b) горизонтальностью взаимодействия субъектов,

c) равенством сторон.

10. Что является разновидностью социального самоуправления?

a) товарищеский суд,

b) добровольная народная дружина,

c) ГИБДД,

d) кондоминиум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: