Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма (в отличие от музыкального). Происхождение ритма -в поэзии и прозе. Различие ритма в поэзии и прозе.
Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе. Связь системы стихосложения с особенностями национального языка. Их историческое развитие.
Стих (строка) как повторяющаяся единица поэтического ритма. Константа. Роль клаузулы в ритмической организации стиха. Корпус стиха и его ритмическая организация. Цезура. Словоразделы в стихе. Перенос.
Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Внутренняя рифма. Смысловая роль рифмы. Возникновение и развитие рифмы. Белый стих.
Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуковое единство стихотворной строки. Паронимы.
Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации. Гекзаметр. Элегический дистих. Вольный ямб. Дольник. Декламационный тонический (акцентный) стих. Свободный стих (верлибр). Статистические методы изучения стиха.
Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Одическая строфа. Октава. Онегинская строфа. Терцины. Сонет. Венок сонетов. Балладная строфа. Эстетическое значение интонационно-ритмической и фонической организации стихотворной речи. Укорененность поэтического слова в художественной традиции.
Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира.
3.4. Тематический план учебной дисциплины
«Теория литературы»
а) аудиторные занятия:
Темы учебной дисциплины | Вид учебной работы | Часы | Технология обучения | Форма текущего контроля | |
очная | заоч. | ||||
1. Введение | Лекция | Проблемная лекция, лекция с разбором конкретной ситуации. | Проверка конспектов. | ||
2. Сущность искусства | Лекция | Информационная лекция, лекция-беседа | Проверка конспекта | ||
3. Художественная литература в ряду искусств | Лекции Семинарские занятия | Информационная лекция | |||
4. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование | Лекции Семинарские занятия | Информационная лекция | Проверка конспекта | ||
5. Литературное произведение и принципы его научного рассмотрения | Лекции Семинарские занятия | Информационная лекция | Проверка конспекта | ||
6. Роды и жанры литературы | Лекции Семинарские занятия | Кейс-метод, анализ текста с опорой на труды критиков и литературоведов | Проверка конспекта, тест | ||
7. Генезис литературного творчества | Лекции Семинарские занятия | Информационная лекция | Проверка конспекта и реферата, опрос | ||
8. Литературный процесс и его закономерности | Лекции Семинарские занятия | Информационная лекция, лекция-беседа. Кейс-метод, анализ текста с опорой на труды критиков и литературоведов | Опрос Проверка конспектов, тест | ||
9. Природа и специфика стихотворного языка. | Лекция | Информационная лекция, лекция-беседа. Кейс-метод, анализ текста с опорой на труды критиков и литературоведов | Опрос Проверка конспектов, тест |