Раздел 9. Природа и специфика стихотворного языка

Ритмическая организация художественной речи. Понятие сло­весного ритма (в отличие от музыкального). Происхождение ритма -в поэзии и прозе. Различие ритма в поэзии и прозе.

Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихо­сложения в мировой литературе. Связь системы стихосложения с особенностями национального языка. Их историческое развитие.

Стих (строка) как повторяющаяся единица поэтического ритма. Константа. Роль клаузулы в ритмической организации стиха. Кор­пус стиха и его ритмическая организация. Цезура. Словоразделы в стихе. Перенос.

Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, не­точные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмов­ки. Внутренняя рифма. Смысловая роль рифмы. Возникновение и развитие рифмы. Белый стих.

Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуко­вое единство стихотворной строки. Паронимы.

Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные то­нические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие сил­лабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехслож­ные размеры. Их вариации. Гекзаметр. Элегический дистих. Воль­ный ямб. Дольник. Декламационный тонический (акцентный) стих. Свободный стих (верлибр). Статистические методы изучения стиха.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически-тематическая закон­ченность строфы. Одическая строфа. Октава. Онегинская строфа. Терцины. Сонет. Венок сонетов. Балладная строфа. Эстетическое значение интонационно-ритмической и фонической организации стихотворной речи. Укорененность поэтического слова в художе­ственной традиции.

Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира.

3.4. Тематический план учебной дисциплины

«Теория литературы»

а) аудиторные занятия:

Темы учебной дисциплины Вид учебной работы Часы Технология обучения Форма текущего контроля
очная заоч.
1. Введение Лекция     Проблемная лекция, лекция с разбором конкретной ситуации. Проверка конспектов.
2. Сущность искусства Лекция     Информационная лекция, лекция-беседа Проверка конспекта
3. Художественная литература в ряду искусств Лекции Семинарские занятия     Информационная лекция  
4. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование Лекции Семинарские занятия     Информационная лекция Проверка конспекта
5. Литературное произведение и принципы его научного рассмотрения Лекции Семинарские занятия     Информационная лекция Проверка конспекта
6. Роды и жанры литературы Лекции Семинарские занятия     Кейс-метод, анализ текста с опорой на труды критиков и литературоведов Проверка конспекта, тест
7. Генезис литературного творчества Лекции Семинарские занятия     Информационная лекция Проверка конспекта и реферата, опрос
8. Литературный процесс и его закономерности Лекции Семинарские занятия     Информационная лекция, лекция-беседа. Кейс-метод, анализ текста с опорой на труды критиков и литературоведов Опрос Проверка конспектов, тест
9. Природа и специфика стихотворного языка. Лекция     Информационная лекция, лекция-беседа. Кейс-метод, анализ текста с опорой на труды критиков и литературоведов Опрос Проверка конспектов, тест

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: